К вопросу об авторстве Токкаты и фуги d moll (BWV 565)
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Дискуссия вокруг авторства Токкаты и фуги d moll (BWV 565) породила ряд гипотез о происхождении сочинения. Совершенно очевидно, что пока не будет найден автограф или хотя бы манускрипт из узкого окружения И. С. Баха, утверждать однозначно что-либо не представляется возможным.
Несмотря на то, что самый ранний манускрипт принадлежит перу Иоганна Ринка (ученика Иоганна Петера Кельнера), данный факт не может служить основанием для предположения, что Токката и фуга d moll является сочинением Кельнера.
Вполне вероятно, что манускрипт Ринка является более поздней (арнштадтской) редакцией композиции, созданной в Люнебурге. Возможно, что Токката и фуга d moll изначально была написана И. С. Бахом для клавесина, а позднее появился органный вариант этого сочинения. На это указывает звук Cis в большой октаве, использование которого в органном репертуаре конца XVII – начала XVIII века встречается исключительно редко.
Наличие звука Cis позволяет выдвинуть два диаметрально разных предположения. Первое: сочинение было написано после 1730-х годов и не могло принадлежать перу И. С. Баха. Второе основано на факте существования органа с объёмом мануалов C–e3 и объёмом педали C–e1, на котором вполне мог играть
И. С. Бах в юном возрасте. Это позволяет предположить, что Токката и фуга d moll (BWV 565) сочинена Бахом в возрасте до 15 лет, то есть до отъезда в Люнебург, либо в возрасте 17–18 лет по случаю конкурсного прослушивания на место органиста.
Ключевые слова: И. С. Бах, Токката и фуга d moll (BWV 565), Иоганн Ринк, Иоганн Петер Кельнер, Möllersche Handschrift, фантазийный стиль.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Billeter B. Bachs Klavier- und Orgelmusik. Amadeus Verlag, 2010. 805 S.
3. Busch H. J. Orgeln um Johann Sebastian Bach. Zur Interpretation der Orgelmusik Joh. Seb. Bachs. Merseburger,1995. S. 119–140.
4. Claus R. D. Zur Echtheit von Toccata und Fuge d-moll BWV 565. Verlag Dohr,1998. 144 S.
5. Stinson R. The Bach Manuscripts of Johann Peter Kellner and his Circle: A Case Study in Reception History. Durham and London: Duke University Press, 1989. 184 p.
6. Williams P. Johann Sebastian Bach Orgelwerke. Teil 1. Schott, 2000. 357 S.
7. Wolff Ch. Zum norddeutschen Kontext der Orgelmusik des jugendlichen Bach: Das Scheinproblem der Toccata d-moll BWV 565. Bach, Lübeck und die norddeutsche Musiktradition. Kassel, 2002. S. 221–251.
8. Zehnder J.-C. Die frühen Werke Johann Sebastian Bachs. Stil-Chronologie-Satztechnik. Schwabe Verlag Basel, 2009. 583 S.