Романтизм без берегов (о творчестве Елены Гохман)
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Существует устоявшееся представление о том, что искусство ХХ века начинало свою эволюцию под знаком ан-
тиромантизма. Оно негласно распространяется затем на всю последующую траекторию современного художе-
ственного творчества. Однако реальная практика подтверждает справедливость мысли, зафиксированной в на-
звании книги Ю. Кремлёва «Прошлое и будущее романтизма». В данной статье на примере ряда произведений
саратовского композитора Елены Гохман (1935–2010) делается попытка осмыслить «настоящее» романтизма.
Как и у ряда других композиторов, многое в её творчестве отмечено романтическими чертами. Важен взгляд
сквозь призму подчёркнуто индивидуализированного, субъективного. Одна из романтических черт – острота и
одна грань художественных устремлений музыкального искусства с конца 1970-х годов – неоромантизм, что
подразумевает прямое сближение с жанровой системой и стилями художественной культуры XIX столетия.
У Елены Гохман она предстала как естественное следствие присущих её музыке трепетной эмоциональности
и взволнованного лиризма. Неоромантизму свойственно и возрождение вокальной лирики, что получило вы-
ражение в череде вокальных циклов композитора.
Ключевые слова: современное композиторское творчество, саратовские композиторы, Елена Владимиров-
на Гохман, романтизм, неоромантизм.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Grigor’yeva A. V. Kamernaya vokal’naya muzyka kompozitorov Rossii [Chamber and Vocal Music by Russian Composers]. Istoriya muzyki narodov SSSR [The History of Music of the Peoples of the USSR]. Volume 7, Issue 2. Moscow, 1997, pp. 153–189.
3. Demchenko A. I. Itog: mudraya sderzhannost’ i dushevnyy pokoy [The Result: Wise Restraint and Tranquility of the Soul]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 2012, No. 2, pp. 71–82.
4. Demchenko A. I. U vremeni v plenu [In the Captivity of Time]. Saratov: Privolzhskoe kn. izd-vo, 1991. 79 p.
5. Elene Gokhman posvyashchaetsya. K 70-letiyu so dnya rozhdeniya [Dedicated to Elena Gokhman. Towards her 70th Anniversary]. Edited by A. I. Demchenko. Saratov: Saratov State L. V. Sobinov Conservatory, 2005. 244 p.
6. Kremlev Yu. A. Proshloe i budushchee romantizma [The Past and Future of Romanticism]. Moscow: Muzyka, 1968. 80 p.
7. Korolevskaya N. V. Slovo i muzyka v proizvedeniyakh saratovskikh kompozitorov: v prostranstvakh smysla [Words and Music in the Works of Composers of Saratov: in the Space of Meaning]. Saratov: Saratov State L. V. Sobinov Conservatory, 2014. 296 p.
8. Khristiansen L. L. Kak sovetskie kompozitory slyshat muzyku stikhov Garsia Lorki [How Soviet Composers Hear the Music of the Poetry of Garcia Lorca]. Muzykal’naya klassika i sovremennost’. Voprosy istorii i estetiki: sb. nauch. tr. [The Musical Classics and Moderns. Questions of History and Aesthetics: a Collection of Scholarly Papers]. Leningrad, 1983, pp. 2–24.