Дискуссионные вопросы бахианы: «Clavierübung III»

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Elena V. Vyazkova

Аннотация

Статья посвящена одному из поздних сочинений И. С. Баха
− «Третьей части Клавирных упражнений» («Clavierübung
III»). Главный вопрос дискуссий – является это произведение
циклом или «свободным собранием разнообразных пьес».
Большинство исследователей считают его «собранием»
(Sammlung). Однако подробный музыковедческий анализ
даёт противоположный ответ. Части этого цикла оказывают-
ся связанными тематически, объединёнными общими (вари-
ационными) принципами развития, чётким (рондообразным)
оказывается тональный план, определённое целеустремлен-
ное движение получают особенности формы. Драматурги-
ческим стержнем цикла оказывается фуга. Она присутствует
как контрапунктирующий «пласт» и в «больших» обработках
с проведением хорала в cantus firmus-голосе, и более открыто
– в «малых» обработках, исполняемых только на клавиату-
рах. Последний этап развития в цикле – дуэты и заключи-
тельная фуга. Введение дуэтов часто представляется исследо-
вателям непонятным и даже ошибочным шагом композитора.
Осмысление сквозной роли фуги объясняет роль этих изобре-
тательных фуг-дуэтов: они готовят заключительный апофеоз
«главной идеи» цикла – тройную оригинальнейшую фугу.
Автор предлагает новое объяснение особенностей её струк-
туры, учитывающее сквозную роль вариационности в этом
цикле. Предложенные в статье выводы и наблюдения могут
иметь значение и для музыковедения, и для исполнительской
практики.

Ключевые слова: И. С. Бах, “Clavierübung III”, полифо-
нический цикл, вариационный принцип музыкальной формы,
фуга

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Vyazkova, E. V. (2015). Дискуссионные вопросы бахианы: «Clavierübung III». Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 43–49. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2015.1.18.043-049
Раздел
Теория музыки
Биография автора

Elena V. Vyazkova, Российская академия музыки имени Гнесиных

Елена Васильевна Вязкова – доктор искусствоведения, профессор кафедры аналитического музыкознания

Библиографические ссылки

1. Bakh I. S. Klavirnye uprazhneniya III [Bach J. S. Part III of Keyboard Practice]. Polnoe sobranie proizvedeniy dlya organa [Complete Works for Organ]. Vol. 4. Moscow: Russkoe muzykal’noe izdatel’stvo, 2007. 128 p.
2. Vyazkova E. V. Diskussionnye voprosy bakhiany: “Semnadtsat’ khoralov” i “Kanonicheskie variatsii” [Debatable Issues in Bachiana: “Seventeen Chorales” and “Canonic Variations”]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2012, No. 1 (10), pp. 109–114.
3. Milka A. P. Prilozhenie [Application]. Bach J. S. Polnoe sobranie proizvedeniy dlya organa [Complete Works for Organ]. Vol. 4. Moscow, 2007, pp. 116–126.
4. Protopopov V. V. Istoriya polifonii. Zapadnoevropeyskaya klassika [History of Polyphony. Western European Classics]. Moscow: Muzyka Press,1965. 615 p.
5. Protopopov V. V. Variatsionnye protsessy v muzykal’noy forme [The Processes of Variation in Musical Form]. Moscow: Muzyka Press, 1967. 150 p.
6. Starikova N. Chetyre dueta iz III chasti Clavier Übung I. S. Bakha [Four Duets from Part III of Bach’s Clavier-Übung]. Bakhovskiy seminar: stat’i i doklady molodykh muzykovedov [Bach Seminar Papers and Presentations by Young Musicologists]. Petrozavodsk, 1996, pp. 32–39.
7. Fiseyskiy A. V. Organ v istorii mirovoy muzykal’noy kul’tury (III vek do n. e. – 1800 g.) [The Organ in the History of World Music (III century BC – 1800)]. Moscow: Gnesins’ Russian Academy of Music, 2009. 544 p.
8. Yuzhak K. I. Duety iz Clavier-Übung III: edinstvo v mnogoobrazii [Duets from the Klavierübung, Part III: Unity in Diversity]. Opera musicologica: nauch. zhurnal SPb. konservatorii [Opera Musicologica: Scholarly Journal of the St. Petersburg Conservatory]. 2009, No. 1, 2009, pp. 83–100.
9. Вutler G. Bach’s Clavier-Übung III: the making of a print; with a companion study of the canonic variations on “Vom Himmel hoch”, BWV 769. Durham & London. Duke Univ. Press, 1990. 139 p.
10. Butt J. Clavier Übung III. Bachs Klavier und Orgelwerke. Das Handbuch. Hrsg. von Siegbert Rampe. Laaber, 2008. Teilband 2. S. 906–929.
11. Clement A. Der dritte Teil der Clavierübung von Johann Sebastian Bach – Musik, Text, Theologie. Middelburg, 1999. 450 S.
12. Kube M. Choralgebundene Orgelwerke. Der III. Teil der Klavierübung. Bach Handbuch. Hrsg. Konrad Küster. Kassel 1999. S. 586–594.
13. Schiffner M. Werk – Sammlung – Zyklus: Bachs Clavierübung III. Bericht über die wissenschaftliche Konferenz zum VI Internationalen Bachfest der DDR, Leipzig, 1989 (Beitrage zur Bachforschung 9/10, Leipzig 1991, S. 77–84.
14. Spitta Ph. Johann Sebastian Bach. Bd. 2. Leipzig, 1880. 1014 S.
15. Stephan R. J. S. Bach und das Problem des musikalischen Zyklus. Bach Jahrbuch 59 (1973), S. 39–52.
16. Tessmer M. Dritter Teil der Klavierübung. Kritischer Bericht. NBA IV/4. Kassel u. a. 1974. 62 S.
17. Williams Peter F. Johann Sebastian Bachs Orgelwerke. Bd. 2. Schott. Mainz-London-u.a., 1998. 476 S.