Особенности пения «по напевке» ирмосов «Отверзу уста» в общине старообрядцев села Дерсу Приморского края
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Самобытным и до конца не изученным элементом старооб-
рядческой богослужебно-певческой культуры является пение
«по напевке» – устной, упрощённой версии крюкового напева,
бытующей в общине. В 2012–2013 годах в ходе полевых ис-
следований в старообрядческих общинах Приморского края
автором собран и обработан обширный материал. Проведе-
но сравнительное исследование пения «по напевке» ирмосов
«Отверзу уста» в общине села Дерсу, сформировавшейся из
семей эмигрантов, вернувшихся в Приморский край из Латин-
ской Америки, и общинах других регионов России. Выявля-
лось сходство и различие данного пласта певческой культуры
с богослужебной практикой общин западных и центральных.
Используя метод графической визуализации, автор показывает
общность музыкального мышления дальневосточной общины
с певческой культурой Древней Руси, сохранившейся в старо-
обрядческих общинах России. Выдвигается гипотеза о связи
имеющихся сходства и разночтений в напеве с особенностью
обиходного звукоряда, описываются исполнительские особен-
ности богослужебного пения в общине села Дерсу, намечаются
перспективы дальнейшего исследования.
Ключевые слова: старообрядчество, богослужебно-пев-
ческие традиции, пение «по напевке»
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Vladyshevskaya T.F. K voprosu ob izuchenii traditsii drevnerusskogo pevcheskogo iskusstva [Concerning Studies of the Traditions of Early Russian Art of Church Singing]. Iz istorii russkoy i sovetskoy muzyki [From the History of Russian and Soviet Music]. Ed. A. I. Kandinskiy. Issue 2. Moscow, 1976, pp. 40–61.
3. Denisov N. G. Strel'nikovskiy khor Kostromskoy zemli. Traditsii staroobryadcheskogo tserkovnogo peniya [The Strelnikovsky Choir in the Kostroma Region. The Traditions of the Old-Believers’ Church Singing]. Moscow: Progress- Traditsiya Press, 2005. 552 p.
4. Konyakhina E. V. Glasovaya organizatsiya pevcheskikh stiley staroobryadcheskoy sluzhby: avtoref. dis. … kand. iskusstvovedenia [The Glas Organization in the Singing Styles of the Old-Believers’ Service: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Magnitogorsk, 1999. 27 p.
5. Lupinos S. B. K voprosu o edinorazdel'nosti kvartovykh/ tertsovykh ladovylh ob‘‘emov v ambituse obikhodnogo zvukoryada [Concerning the Issue of Unity and Division of the Quartal-Tertian Modal Proportions in the Ambitus of the Canonical Scale]. Vizantiyskiy sled v kul'ture i iskusstve Tikhookeanskogo poberezh'ya v prostranstve poliloga Kitay– Koreya–SHSA–Avstraliya–Rossiya: materialy mezhdunar. nauch. konf. [The Byzantine Trace in the Culture and Art of the Pacific Coast in the Spatial Polylogue of China–Korea–USA–Australia– Russia: Materials of the International Musicological Conference]. Vladivostok, 2012, pp. 200–206.
6. Pavlova P. A. Ritmicheskie osobennosti malogo znamennogo rospeva v pevcheskoy praktike staroobryadtsev: na materiale kazanskoy traditsii: dis. … kand. iskusstvovedenia [The Rhythmic Features of the Lesser Znamenny Chant in the Church Singing Practice of the Old-Believers: on the Materials of the Kazan Tradition: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Kazan', 2009. 346 p.
7. Polozova I. V. Tserkovno-pevcheskaya kul'tura saratovskikh staroobryadtsev v istoricheskom aspekte: dis. … doktora iskusstvovedenia [The Culture of Church Singing of the Saratov Old-Believers in a Historical Aspect: Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Saratov, 2009. 332 p.
8. Traditsii dukhovnogo peniya v kul'ture staroobryadtsev Altaya [The Traditions of Sacred Singing in the Culture of the Old-Believers of the Altai Region]. T. G. Kazantseva, N. S. Murashova, O. A. Svetlova etc. Novosibirsk: Nauka Press, 2002. 494 s.
9. Fedorenko T. G. K probleme opredeleniya staroobryadcheskoy napevki [Concerning the Issue of Determining the Napevki in the Old-Believers’ Singing Tradition]. Staroobryadchestvo: Istoriya, kul'tura, sovremennost'. Tezisy [The Old-Believers: History, Culture, Modernity. Abstracts]. Moscow, 1997, pp. 249–251.
10. Kholopov Yu. N. The Canonic Scale. Musical Encyclopedia [In Russian]. Ed. Yu. V. Keldysh. Vol. 3. Moscow, 1976, pp. 1067–1069.