Претворение мадригальной традиции в сонетах М. Таривердиева на текст У. Шекспира

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Ярослава А. Кабалевская

Аннотация

В статье рассматриваются особенности воплощения мадригальной традиции в цикле сонетов М. Таривердиева на тексты У. Шекспира из художественного кинофильма «Адам женится на Еве». Представлен обзор «мадригального» периода в творчестве композитора; рассмотрено влияние различных типов мадригалов: полифонического позднеренессансного, сольного барочного. Подчёркивается особая роль композитора в кадре, вызывающая ассоциацию с партией рассказчика («testo») из некоторых поздних мадригалов первой половины XVII века, существовавших параллельно с первыми операми и представлявших собой скорее драматические сцены.
В сонетах осуществлён анализ мелодии, гармонии, формообразующих и фактурных средств. Систематизированы приёмы мадригальной техники, использованные композитором: риторические фигуры и символы («мадригализмы»), имитации, канонические секвенции и т.д. Приведены музыкальные примеры. Делается вывод о том, что в рассмотренных сонетах из кинофильма «Адам женится на Еве» встречается немало параллелей с мадригалами XVI –начала XVII века. Это является красноречивым доказательством того, что именно особенности композиторского дарования Таривердиева роднят его с творцами столь отдалённой по времени, но близкой его сердцу эпохи.


Ключевые слова: Таривердиев, Шекспир, музыка, искусство, кино, кинематограф, сонеты, мадригал.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Кабалевская, Я. А. (2024). Претворение мадригальной традиции в сонетах М. Таривердиева на текст У. Шекспира. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 55(2), 82–94. https://doi.org/10.17674/2782-3601.2024.2.082-094
Раздел
История и теория музыки
Биография автора

Ярослава А. Кабалевская, Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, г. Москва, Россия

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории русской музыки