Музыка в киноэкранизациях «Бури» Шекспира: к проблеме стилистического разнообразия

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Ярослава А. Кабалевская

Аннотация

Cтатья посвящена проблеме воплощения в мировом кинематографе пьесы Шекспира «Буря», одного из самых музыкальных произведений Шекспира, в котором содержится множество упоминаний о музыке, музыкальных инструментах, в действие вводятся песни, танцы, а также музыкально-театральное представление в жанре английской маски. Приводится хронологическая таблица избранных экранизаций «Бури» – от «немых» фильмов XX века и до видеозаписи онлайн-спектаклей – явления последних лет, вызванного коронавирусной пандемией 2019–2021 годов. Предпринята попытка классификации фильмов по видам и жанрам. Рассмотрены различные тенденции в киноинтерпретациях итоговой шекспировской пьесы. Систематизируются некоторые приёмы работы над саундтреками к фильмам: использование ранее созданной музыки (классической или современной); создание авторской музыки; фильмы-оперы (кинооперы или экранизированные оперы). В поле зрения попадают: авангардное кино Д. Джармена «Буря» с музыкой Б. Ходжсона и Д. Льюиса (1979), драма-фэнтези «Книги Просперо» П. Гринуэя с музыкой М. Наймана (1991), анимационный фильм «Буря» С. Соколова с музыкой Ю. Новикова (1992) и другие. Делается вывод: авторские киномузыкальные средства выразительности, если и не способны сравниться с признанными шедеврами музыкальных воплощений «Бури» (симфоническая фантазия П.И. Чайковского, фантазия Г. Берлиоза, опера Т. Адеса), тем не менее, достигают своей цели: создания единого художественного образа фильма. Они демонстрируют широкую стилистическую палитру, выполняют не только комментирующую функцию, но и влияют на восприятие зрителем фильма в целом.


Ключевые слова: Шекспир, буря, музыка, искусство, кино, кинематограф.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Кабалевская, Я. А. (2023). Музыка в киноэкранизациях «Бури» Шекспира: к проблеме стилистического разнообразия. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 50(1), 122–134. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1433
Раздел
Музыка в кино
Биография автора

Ярослава А. Кабалевская, Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского, г. Москва, Россия

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории русской музыки