Музыка в мифологическом сознании чувашей

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Михаил Г. Кондратьев

Аннотация

Настоящая работа – первый опыт рассмотрения материалов фольклористики и этнографии о музыке в мифологическом сознании чувашей. Композиция статьи определена исходным различием мифологических представлений о природе песни / пения и музыкальных инструментов / музицирования. Рассматриваются живущие в мифологическом сознании чувашского народа понятия как о вокальной (юрă, сăвă), так и о инструментальной (купăс, шăпăр, кĕсле, тăмра) музыке. Подчёркивается связь с деятельностью культурных героев-демиургов демонологических персонажей Турă, Киремет, указывающая на исконность и архаичность этих понятий и предметов в национальной культуре. Речь также идёт о других представителях демонологического пантеона – Шуйттан, Кил-хачĕ, Хĕрт-сурт, прямо или косвенно характеризующих музыкальные традиции и предпочтения народа. Мифологические представления и понятия о музыке и о людях, владеющих этим искусством, порождены попытками понять и объяснить происхождение песни и искусства пения, причины и силу воздействия искусства звуков на человека, происхождение музыкальных инструментов. В то время как в интонационном содержании народной музыки мифологические компоненты вычленить не представляется возможным, эти компоненты обнаруживаются в прозаических текстах устного народного творчества. В совокупности так или иначе затронутые образы и понятия складываются в некую систему, находящуюся в глубине этнокультурной идентичности чувашского народа, не представляющего праздника-обряда без родной песни или инструментального наигрыша.


Ключевые слова: мифологическое сознание, происхождение песни и музыкальных инструментов, демонологические персонажи, сверхъестественные способности, этнокультурная идентичность.


 

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Кондратьев, М. Г. (2023). Музыка в мифологическом сознании чувашей. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 53(4), 158–168. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1485
Раздел
Музыкальное краеведение
Биография автора

Михаил Г. Кондратьев, Чувашский государственный институт гуманитарных наук, г. Чебоксары, Россия

Доктор искусствоведения, главный научный сотрудник направления искусствоведения