К истории российской «лежачей арфы»

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Михаил Г. Кондратьев

Аннотация

В статье рассматривается история псалтиревидного хордофона, разновидности гуслей – «лежачей арфы», – согласно общепринятому представлению, попавшего в Европу в эпоху крестовых походов из стран Ближнего Востока. В XIII–XIV веках он получил развитие в практике русских скоморохов, которые принесли в Поволжье инструмент, изгнанный из пределов Московской Руси в XVII веке. Поэтому в XIX и XX столетиях экскурсы в историю псалтиревидных гуслей исследователи иллюстрировали фотографиями реально бытующего чувашского инструмента. По мысли Р.Б. Галайской, у народов Поволжья многострунный хордофон существовал ранее – и в достаточно совершенном виде, чтобы заинтересовать православных миссионеров XIII–XVI веков. Это согласуется с представлениями об уровне развития культуры Камско-Волжской Булгарии и со сведениями из трудов Ф.П. Павлова и М.Н. Нигмедзянова. История «лежачей арфы», сохранившейся в быту чувашей и других народов Поволжья, прослеживается от Древнего Китая, имевшего цитровидные инструменты уже в IV веке до н.э., через тюркоязычных булгарских предков, в результате ряда переселений обосновавшихся на современных территориях. Таким образом, альтернативная версия происхождения псалтиревидных гуслей в культурной истории России, намеченная в трудах исследователей минувшего столетия, обретает черты исторической концепции, требующей дальнейшей разработки.


Ключевые слова: псалтиревидный хордофон, скоморохи, чувашские гусли, альтернативная версия, Древний Китай, Камско-Волжская Булгария, народы Поволжья.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Кондратьев, М. Г. (2023). К истории российской «лежачей арфы». Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 52(3), 86–94. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1467
Раздел
Из истории отечественной музыкальной культуры
Биография автора

Михаил Г. Кондратьев, Чувашский государственный институт гуманитарных наук, г. Чебоксары, Россия

Доктор искусствоведения, главный научный сотрудник направления искусствоведения