О теории национальной музыки: к методологии сравнительного изучения фольклорных музыкально-поэтических систем

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Михаил Г. Кондратьев

Аннотация

Изучение народной музыки в каждой культуре, по К. Квитке, проходит несколько стадий: от начального собирания до появления «теории национальной музыки» и преодоления стереотипов «всепобеждающей современной музыкальной теории и практики». В такой теории Б. Асафьев выделял следующие задачи: 1. Научного обоснования основ народной
песни; 2. Выявления её отличий от песен других народностей; 3. Изучения «хода её развития». Процесс формирования теорий национальной музыки в отечественном музыковедении шёл весь ХХ век, в том числе в Поволжье, где сосредоточены крупнейшие из неславянских народов России. Для обсуждения проблем методологии выявления отличий музыки данной культуры от музыки других народностей в качестве примера нами выбраны структурно-
типологические свойства музыкально-поэтических систем двух финноязычных народов Поволжья – марийцев и мордвы. Сравнение их музыкально-поэтических систем показывает, что со стороны песенной культуры они представляют два различных музыкальных мира, различаясь, можно сказать, на цивилизационном уровне. Свойства рассматриваемых
музыкально-поэтических систем обусловлены исторически сложившимся многовековым межкультурным диалогом.


Ключевые слова: этапы изучения народной музыки, теория национальной музыки, структурные и типологические свойства, музыкальные и поэтические системы, финноязычные народы Поволжья.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Кондратьев, М. Г. (2020). О теории национальной музыки: к методологии сравнительного изучения фольклорных музыкально-поэтических систем. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 41(4), 8–19. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1211
Раздел
Горизонты музыкознания
Биография автора

Михаил Г. Кондратьев, Чувашский государственный институт гуманитарных наук г. Чебоксары, Россия

Доктор искусствоведения, главный научный сотрудник направления искусствоведения

Mikhail G. Kondratyev, Dr.Sci. (Arts), Chief Scholar in the Art Department, Chuvash State Institute of Humanities