Опера «Капитанская дочка» Ц.А. Кюи и роман А.С. Пушкина (опыт сравнительного анализа либретто и литературного первоисточника)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Мария В. Холодова
Евгения Д. Семенцова

Аннотация

Данная статья входит в круг исследований, посвящённых проблеме художественной интерпретации литературного первоисточника в музыкально-сценическом произведении. Изучение текста либретто даёт уникальную возможность проникнуть в творческую лабораторию композитора, полнее осмыслить его концепцию. Опера «Капитанская дочка» Ц.А. Кюи, созданная в 1909 году, представляет собой самобытное явление в отечественном музыкальном театре начала XX в. Однако до настоящего времени сочинение выдающегося представителя Новой русской школы (как и его оперное наследие в целом) ещё не получило развёрнутого осмысления в музыкознании. В работе впервые представлен сравнительный анализ либретто «Капитанской дочки» и её литературного первоисточника. Рассмотрены основные приёмы работы композитора с текстом романа, к которым относятся лексическая и синтаксическая трансформация, купирование, миграция, сочинение. Выявлено достаточно бережное отношение Ц.А. Кюи к первоисточнику, воплощающееся в сохранении драматургических линий и коллизий, несмотря на многочисленные вмешательства в оригинал, включающие сокращение, дополнение, смещение смысловых акцентов. Как показало исследование, композитором в результате была создана оригинальная художественная интерпретация, ставшая первым опытом воплощения романа А.С. Пушкина на музыкальной сцене.


Ключевые слова: опера «Капитанская дочка», Ц.А. Кюи, А.С. Пушкин, либретто, драматургия.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Холодова , М. В., & Семенцова, Е. Д. (2023). Опера «Капитанская дочка» Ц.А. Кюи и роман А.С. Пушкина (опыт сравнительного анализа либретто и литературного первоисточника). Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 51(2), 116–125. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1451
Раздел
Музыкальный театр
Биографии авторов

Мария В. Холодова , Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского г. Красноярск, Россия

Кандидат искусствоведения, доцент

Евгения Д. Семенцова, Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского, г. Красноярск, Россия

Студентка V курса кафедры истории музыки