«Капитанская дочка» Ц.А. Кюи (из истории создания и постановок оперы)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Мария В. Холодова
Евгения Д. Семенцова

Аннотация

Статья посвящена опере Ц.А. Кюи «Капитанская дочка» по одноимённому роману
А.С. Пушкина, относящейся к неизученным явлениям в отечественном музыкознании.
В работе впервые рассмотрена история создания произведения в контексте творческих исканий композитора. Особое внимание уделяется сценической судьбе оперы, премьерные показы которой состоялись в обеих столицах. В связи с этим авторы делают акцент на изучении материалов театральной ретропериодики, впервые вводимых в научный обиход, что позволило осмыслить отношение общественности к «Капитанской дочке» – первому воплощению знаменитого пушкинского сюжета на музыкальной сцене. Как показало исследование,
Ц.А. Кюи, оставаясь верным своему творческому кредо, пишет лирическую оперу
в историческом «интерьере». В центре внимания композитора оказывается не глобальная историческая коллизия романа писателя, а удивительная история любви и спасения на фоне народного бунта. Отмечается, что художественная интерпретация Ц.А. Кюи, как и музыкальный язык оперы, вызвала весьма противоречивые отклики в прессе, но в целом можно утверждать, что «Капитанская дочка» стала заметным событием в театральной жизни России первых десятилетий XX века.


Ключевые слова: А.С. Пушкин, Ц.А. Кюи, опера «Капитанская дочка», музыкальная пушкиниана, русский музыкальный театр начала XX века.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Холодова, М. В., & Семенцова, Е. Д. (2022). «Капитанская дочка» Ц.А. Кюи (из истории создания и постановок оперы). Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 49(4), 65–74. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1410
Раздел
Музыкальный театр
Биографии авторов

Мария В. Холодова, Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского, г. Красноярск, Россия

Кандидат искусствоведения, доцент

Евгения Д. Семенцова, Сибирский государственный институт искусств имени Дмитрия Хворостовского, г. Красноярск, Россия

Студентка V курса кафедры истории музыки