Претворение фольклора в художественном пространстве Серебряного века

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Наталья Ю. Жоссан

Аннотация

Статья посвящена выявлению основных тенденций претворения фольклора в пространстве художественной культуры Серебряного века. Отмечается, что неотъемлемой гранью художественного образа Мира в этот период становится широко разрабатываемая русская тема. Подчёркивается активный интерес художников различных стилевых направлений к народному творчеству, наблюдаемый в литературе, живописи, музыке. Происходит расширение круга используемых авторами фольклорных жанров. В центре их внимания оказываются «крайние» точки фольклорно-жанрового диапазона – архаика (И. Стравинский, Н. Рерих, А. Блок) и современность (И. Стравинский, А. Блок, В. Брюсов, Н. Гончарова, А. Лентулов, М. Ларионов, П. Кончаловский и др.).


В качестве основных тенденций претворения фольклора в композиторском творчестве выделяются: обновление «кучкистских» традиций (Н. Римский-Корсаков); в русле романтизма (С. Рахманинов); в ракурсе символизма (А. Лядов, Н. Черепнин); сакрализация фольклора (С. Рахманинов и Новая московская школа); неофольклоризм И. Стравинского. Акцентируется влияние творческих открытий Серебряного века на отечественную музыку второй половины ХХ столетия.


Ключевые слова: Серебряный век, художественная культура, символизм, фольклор, архаика, частушка, взаимодействие профессионального искусства и фольклора.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Жоссан, Н. Ю. (2021). Претворение фольклора в художественном пространстве Серебряного века. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 45(4), 111–122. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1320
Раздел
Из истории русской музыки
Биография автора

Наталья Ю. Жоссан, Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки