Синтез традиций народной и профессиональной музыки в фортепианных сонатах композиторов Казахстана

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Lyudmila P. Belozyor

Аннотация

Становление казахской фортепианной музыки тесно связано
с социально-экономическими переменами в жизни казахско-
го народа и других народов Средней Азии, вошедших в со-
став СССР. После Октябрьской революции казахское музы-
кальное искусство устной традиции изучается, записывается
и становится основой для композиторской школы письмен-
ной традиции. Первые фортепианные произведения пред-
ставляли обработки фольклорных мелодий, (А. В. Затаевич и
А. К. Жубанов), фортепианные транскрипции домбровых
кюев (А. М. Гуревич, А. К. Жубанов, Е. Г. Брусиловский,
Л. А. Хамиди и др.).
Казахские композиторы обращались к опыту других
национальных школ, где уже были решены эти творческие
проблемы. В середине XX века казахская фортепианная му-
зыка расширилась за счёт появления новых жанров: сонаты,
концерта, поэмы. Автор обращается к сонатам казахских ком-
позиторов, прочно вошедшим в исполнительскую практику.
Рассматриваются произведения Б. Джуманиязова (Соната
f moll), А. Серкебаева (Соната c moll), две сонаты Г. Жуба-
новой (Соната № 1, Соната-фантазия № 2), поэма-соната
«Памяти Абая» М. Койшибаева, Соната А. Сагатова. Харак-
теризуются принципы развития, музыкальный язык, способы
использования народных традиций, а также традиций отече-
ственной музыки (начиная с Рахманинова) и западноевропей-
ской (от Бетховена до Дебюсси и приёмов авангарда). Автор
подчёркивает, что фортепианное искусство как целостное
явление мировой культуры обогатилось новым музыкальным
содержанием, национальными образами и приёмами, переда-
ющими казахский национальный колорит.

Ключевые слова: казахская музыка, кюй, Б. Джумани-
язов, А. Серкебаев, Г. Жубанова, М. Койшибаев, А. Сагатов,
фортепианная соната Казахстана

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Belozyor, L. P. (2013). Синтез традиций народной и профессиональной музыки в фортепианных сонатах композиторов Казахстана. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (2), 18–22. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/111
Раздел
Музыкальная культура народов мира
Биография автора

Lyudmila P. Belozyor, Костанайский государственный педагогический институт

Людмила Петровна Белозёр – кандидат педагогических наук,
и. о. доцента кафедры искусств
факультета истории и искусств

Библиографические ссылки

1. Akparova G. T. Kamerno-instrumental’noe tvorchestvo G. Zhubanovoy (na primere Sonaty-fantazii № 2) [Music for Chamber Ensembles by Gaziza Zhubanova (on the Example of Sonata-Fantasy No. 2) ]. Zhizn’ v iskusstve. Kompozitor Gaziza Zhubanova [A Life in Art. Composer Gaziza Zhubanova]. N. S. Ketegenova Edition. Almaty: Oner Press, 2003, pp. 303–308.
2. Ayazbekova S. Sh. Kartina mira etnosa: Korkut-ata i filosofiya muzyki kazakhov [The World-Perception of one EthnicGroup: Korkut Ata and the Kazakh Musical Philosophy]. Almaty: Kazakh State University, 1999. 285 p.
3. Bayakhunov B. Vo mne spontanno prodolzhaetsya tvorcheskiy process [The Creative Process is Awaking Spontaneously in Me]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy], 1999, no. 4, pp. 71−74.
4. Dosaeva A. Zh. Ot sostavitelya [From the compiler]. Fortepiannaya muzyka Kazakhstana. Sbornik statey [Piano Music from Kazakhstan. A Compilation of Articles]. Ed. A. Zh. Dosaeva. Alma-Ata: Oner Press, 1987. 120 p.
5. Yusfin A. G. Osobennosti formoobrazovaniya v nekotorykh vidakh narodnoy muzyki [Features of Form Generation in Certain Types of Folk Music]. Teoreticheskie problemy muzykal’nykh form i zhanrov [Theoretical Issues of Musical Forms and Genres]. Moscow, 1971, pp. 134–161.