Научная школа Л. П. Казанцевой: опыт десятилетия

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Polina S. Volkova

Аннотация

В 2019 году исполнилось 10 лет со времени основания Проблемной научно-исследовательской лаборатории музыкального содержания Волгоградского государственного института искусств и культуры. Её создание стало закономерной вехой становления научной школы музыкального содержания Людмилы Казанцевой – доктора искусствоведения, профессора Астраханской государственной консерватории, заведующей Проблемной лабораторией музыкального содержания, академика Международной академии информатизации и Российской академии естествознания, члена Союза композиторов России. Лидер и «выпускники» школы – доктора и кандидаты искусствоведения, культурологии сосредоточены на отработке методологии, инициирующей смыслообразующую деятельность сознания субъекта, вступающего в диалог с искусством. Объединяющая их теоретическая концепция заключается в видении музыкального содержания как художественной сущности произведения, на воплощение и обнаружение которой прямо или косвенно направлено
в музыкальном произведении всё, чем оно располагает. Краеугольными камнями музыкального содержания становятся музыкальный звук, средства музыкальной выразительности, интонация, музыкальный образ, музыкальная драматургия, тема и идея, образ автора. Формируемый композитором базовый «остов» музыкального содержания получает творческое преобразование в интерпретаторской деятельности исполнителя и восприятии слушателя.
Результаты совместного научного поиска, ведущегося школой, представлены в более чем 600 публикациях, докладах на всероссийских и международных научных конференциях, симпозиумах и конгрессах. Школа Казанцевой осуществляет научно-педагогическую деятельность в высших и средних музыкальных учебных заведениях, музыкальных и общеобразовательных школах Астрахани, Брянска, Волгограда, Краснодара, Красноярска, Кургана, Майкопа, Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова и других городов страны, а также за рубежом.

Ключевые слова: музыкальное содержание, образ автора, взаимодействие искусств, русское в зарубежной музыке, научная школа, личность учителя, Людмила Казанцева.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Volkova, P. S. (2019). Научная школа Л. П. Казанцевой: опыт десятилетия. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 90–101. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.4.090-101
Раздел
Научные школы России
Биография автора

Polina S. Volkova, Краснодарское высшее военное училище имени генерала армии С. М. Штеменко

Волкова Полина Станиславовна, доктор искусствоведения, доктор философских
наук, профессор кафедры русского языка

Библиографические ссылки

1. Bakhtin M. M. Problema soderzhaniya, materiala i formy v slovesnom khudozhestvennom tvorchestve [The Issue of Content, Material and Form in Verbal Art]. Bakhtin M. M. Raboty 1920-kh godov [Works from the 1920s]. Kiev: Next, 1994, pp. 257–318.
2. Volkova P. S. Yazyk i rech' v prostranstve kul'tury: interpretatsiya i reinterpretatsiya [Language and Speech in the Space of Culture: Interpretation and Reinterpretation]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2. Yazykoznanie [Bulletin of the Journal of the Volgograd State University. Series 2. Linguistics]. 2017. Vol. 16, No. 4, pp. 207–214. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2017.4.203.
3. Volkova P. S., Vybyvanets E. V. «Lunnyy P'ero» O. Kherrmanna: opyt reinterpretatsii [“Pierrot Lunaire” by O. Herrmann: An Attempt of Reinterpretation]. Yuzhno-Rossiyskiy muzykal'nyy al'manakh [South-Russian Musical Anthology]. 2015. No. 4 (21), pp. 43–50.
4. Kazantseva L. P. Osnovy teorii muzykal'nogo soderzhaniya [The Fundamentals of the Theory of Musical Content]. Astrakhan': Volga, 2009. 368 p.
5. Kazantseva L. P. Melody and Intonation. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2016. No. 1, pp. 6–12. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.1.006-012.
6. Kazantseva L. P. The Concept of Intonation in Polyphonic Music. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2016. No. 4, pp. 6–12. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.4.006-012.
7. Medushevskiy V. V. Dukhovnyy analiz muzyki: uchebnoe posobie: v 2 ch. [A Sacred Analysis of Music: Study Manual. In 2 Parts]. Moscow: Kompozitor, 2014. 632 p.
8. Shamkhalova P. Sh., Kazantseva L. P. John Tavener. Monodrama The Death of Ivan Ilyich: Concerning the Question of Interpreting Leo Tolstoy’s Novelette of the Same Title. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2019. No. 1, pp. 106–114. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2019.1.106-114.
9. Kazantseva L. P. The Figurative and Imaginative World in the Pictorial Art and Music of M. K. Čiurlinis. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2015. No. 3, pp. 63–72. DOI: 10.17674/1997-0854.2015.3.063-072.
10. Kazantseva L.P. Tonality: The Semantic Aspect. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2017. No. 4, pp. 78–83. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.4.078-083.