Научная школа Л. П. Казанцевой: опыт десятилетия
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В 2019 году исполнилось 10 лет со времени основания Проблемной научно-исследовательской лаборатории музыкального содержания Волгоградского государственного института искусств и культуры. Её создание стало закономерной вехой становления научной школы музыкального содержания Людмилы Казанцевой – доктора искусствоведения, профессора Астраханской государственной консерватории, заведующей Проблемной лабораторией музыкального содержания, академика Международной академии информатизации и Российской академии естествознания, члена Союза композиторов России. Лидер и «выпускники» школы – доктора и кандидаты искусствоведения, культурологии сосредоточены на отработке методологии, инициирующей смыслообразующую деятельность сознания субъекта, вступающего в диалог с искусством. Объединяющая их теоретическая концепция заключается в видении музыкального содержания как художественной сущности произведения, на воплощение и обнаружение которой прямо или косвенно направлено
в музыкальном произведении всё, чем оно располагает. Краеугольными камнями музыкального содержания становятся музыкальный звук, средства музыкальной выразительности, интонация, музыкальный образ, музыкальная драматургия, тема и идея, образ автора. Формируемый композитором базовый «остов» музыкального содержания получает творческое преобразование в интерпретаторской деятельности исполнителя и восприятии слушателя.
Результаты совместного научного поиска, ведущегося школой, представлены в более чем 600 публикациях, докладах на всероссийских и международных научных конференциях, симпозиумах и конгрессах. Школа Казанцевой осуществляет научно-педагогическую деятельность в высших и средних музыкальных учебных заведениях, музыкальных и общеобразовательных школах Астрахани, Брянска, Волгограда, Краснодара, Красноярска, Кургана, Майкопа, Москвы, Санкт-Петербурга, Саратова и других городов страны, а также за рубежом.
Ключевые слова: музыкальное содержание, образ автора, взаимодействие искусств, русское в зарубежной музыке, научная школа, личность учителя, Людмила Казанцева.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.

Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Volkova P. S. Yazyk i rech' v prostranstve kul'tury: interpretatsiya i reinterpretatsiya [Language and Speech in the Space of Culture: Interpretation and Reinterpretation]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 2. Yazykoznanie [Bulletin of the Journal of the Volgograd State University. Series 2. Linguistics]. 2017. Vol. 16, No. 4, pp. 207–214. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu2.2017.4.203.
3. Volkova P. S., Vybyvanets E. V. «Lunnyy P'ero» O. Kherrmanna: opyt reinterpretatsii [“Pierrot Lunaire” by O. Herrmann: An Attempt of Reinterpretation]. Yuzhno-Rossiyskiy muzykal'nyy al'manakh [South-Russian Musical Anthology]. 2015. No. 4 (21), pp. 43–50.
4. Kazantseva L. P. Osnovy teorii muzykal'nogo soderzhaniya [The Fundamentals of the Theory of Musical Content]. Astrakhan': Volga, 2009. 368 p.
5. Kazantseva L. P. Melody and Intonation. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2016. No. 1, pp. 6–12. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.1.006-012.
6. Kazantseva L. P. The Concept of Intonation in Polyphonic Music. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2016. No. 4, pp. 6–12. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.4.006-012.
7. Medushevskiy V. V. Dukhovnyy analiz muzyki: uchebnoe posobie: v 2 ch. [A Sacred Analysis of Music: Study Manual. In 2 Parts]. Moscow: Kompozitor, 2014. 632 p.
8. Shamkhalova P. Sh., Kazantseva L. P. John Tavener. Monodrama The Death of Ivan Ilyich: Concerning the Question of Interpreting Leo Tolstoy’s Novelette of the Same Title. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2019. No. 1, pp. 106–114. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2019.1.106-114.
9. Kazantseva L. P. The Figurative and Imaginative World in the Pictorial Art and Music of M. K. Čiurlinis. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2015. No. 3, pp. 63–72. DOI: 10.17674/1997-0854.2015.3.063-072.
10. Kazantseva L.P. Tonality: The Semantic Aspect. Problemy muzykal'noj nauki / Music Scholarship. 2017. No. 4, pp. 78–83. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.4.078-083.