«Тема с вариациями» П. И. Чайковского: художественный образ и авторская позиция

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Vitaly A. Shuranov
Irma R. Levina

Аннотация

Статья посвящена феномену авторской позиции в структуре содержания музыкального произведения.
Исследовательская идея связана с дальнейшим развитием концепции российского музыковеда Людмилы
Казанцевой о дифференциации авторского слоя содержания произведения на автора-творца и автора
художественного. Предлагаемый термин «авторская позиция» понимается как одна из важнейших
функций автора-творца: это воплощённая в тексте режиссирующая «точка зрения», интонация-отношение.
Особое внимание к функции авторского начала вызвано её устремленностью к созданию общего смысла.
Литературоведение уже освоило концептуальное значение авторской позиции, структурно организующей
образный план произведения.
Аналитический материал представляет «Тема с вариациями» F dur (ор. 19 № 6) П. И. Чайковского, где
действие авторского отношения (позиции) обнаруживается в специфике строения традиционного цикла вариаций,
развороте к барочному принципу вариационности, в трактовке лексико-жанрового материала. Подчёркивается,
что устоявшийся в творчестве композиторов-романтиков цикл вариаций как последовательность картин-
миниатюр организован композитором ради собирательного образа России, мыслимого в единстве национального
и религиозного начал. Художественное действие авторской позиции проявилось: а) в воплощении российской
действительности второй половины XIX века через явления художественной культуры (мир автора); б) в особом
способе музыкально-лексического структурирования, при котором индивидуальный ракурс обобщения жанра
исходит не из первичных, а из уже освоенных городской академической культурой жанровых значений. Принцип
использования жанра как данности (модели) культуры широко распространится в дальнейшем в музыке ХХ века.

Ключевые слова: музыкальное содержание, автор-творец, авторская позиция, «Тема с вариациями» Петра
Чайковского, музыкальный образ, художественный мир музыки.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Shuranov, V. A., & Levina, I. R. (2019). «Тема с вариациями» П. И. Чайковского: художественный образ и авторская позиция. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (1), 29–36. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2019.1.029-036
Раздел
Поэтика и семантика музыкального текста
Биографии авторов

Vitaly A. Shuranov, Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова

Шуранов Виталий Александрович, кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории
музыки

Irma R. Levina, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы

Левина Ирма Рашитовна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой
музыкального образования и хореографического искусства

Библиографические ссылки

1. Averintsev S. S. «Grecheskaya literatura» i blizhnevostochnaya «slovesnost'» (protivostoyanie i vstrecha dvukh tvorcheskikh printsipov) [“Greek Literature” and Middle Eastern “Literature” (the Confrontation and Meeting of Two Creative Principles)]. Tipologiya i vzaimosvyazi literatur drevnego mira [Typology and Interrelations of Literatures of the Ancient World]. Moscow, 1971, pp. 206–266.
2. Annenkov P. V. Literaturnye vospominaniya [Literary Memories]. Ed. by N. K. Gay. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1983. 694 p.
3. Bakhtin M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva [The Aesthetics of Verbal Creativity]. Moscow: Iskusstvo, 1996. 445 p.
4. [Performs] Blagoy D. D. Chaykovskiy. Aksyuk. Lyadov [Tchaikovsky. Aksyuk. Lyadov]. Dmitry Blagoy, piano; Commentaries by D. Blagoy. URL: http://www.blagoy.ru/dml_plays/tch.htm (08.01.2019).
5. Vartanov S. Ya. The Concept of the “Dreams about Russia” in the Interpretation of Sergei Rachmaninoff’s “Variations on a Theme of Corelli”. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 2, pp. 21–31. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.2.021-031.
6. Kazantseva L. P. Avtor v muzykal'nom soderzhanii [The Author in the Musical Content]. Russian Gnesins’ Academy of Music. Moscow; Astrakhan: Volga, 1998. 247 p.
7. Korobova A. G. Teoriya zhanrov v muzykal'noy nauke: istoriya i sovremennost' [The Theory of Genres in the Discipline of Music: History and Modernity]. Moscow: Moskovskaya konservatoriya, 2007. 173 p.
8. Nazaykinskiy E. V. Stil' i zhanr v muzyke: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy [Style and Genre in Music: Textbook for Students of Institutions of Higher Education]. Moscow: VLADOS, 2003. 248 p.
9. Orlova E. I. Obraz avtora v literaturnom proizvedenii: ucheb. posobie [The Image of the Author in a Literary Work: Textbook]. Moscow, 2008. 44 p.
10. Potebnya D. M. Obraz mira v slove pisatelya [The Image of the World in the Word of the Writer]. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg State University, 1997. 182 p.
11. Skurko E. R. Sergei Rachmaninoff’s Variations for Piano: Concerning the Question of Interpreting the Genre. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. № 2, pp. 50–56. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.2.050-056.
12. Shaymukhametova L. N. Migrating Intonational Formulae as the Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2011. No. 2, pp. 19–20. (In Russ.)

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)