«Тема с вариациями» П. И. Чайковского: художественный образ и авторская позиция
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья посвящена феномену авторской позиции в структуре содержания музыкального произведения.
Исследовательская идея связана с дальнейшим развитием концепции российского музыковеда Людмилы
Казанцевой о дифференциации авторского слоя содержания произведения на автора-творца и автора
художественного. Предлагаемый термин «авторская позиция» понимается как одна из важнейших
функций автора-творца: это воплощённая в тексте режиссирующая «точка зрения», интонация-отношение.
Особое внимание к функции авторского начала вызвано её устремленностью к созданию общего смысла.
Литературоведение уже освоило концептуальное значение авторской позиции, структурно организующей
образный план произведения.
Аналитический материал представляет «Тема с вариациями» F dur (ор. 19 № 6) П. И. Чайковского, где
действие авторского отношения (позиции) обнаруживается в специфике строения традиционного цикла вариаций,
развороте к барочному принципу вариационности, в трактовке лексико-жанрового материала. Подчёркивается,
что устоявшийся в творчестве композиторов-романтиков цикл вариаций как последовательность картин-
миниатюр организован композитором ради собирательного образа России, мыслимого в единстве национального
и религиозного начал. Художественное действие авторской позиции проявилось: а) в воплощении российской
действительности второй половины XIX века через явления художественной культуры (мир автора); б) в особом
способе музыкально-лексического структурирования, при котором индивидуальный ракурс обобщения жанра
исходит не из первичных, а из уже освоенных городской академической культурой жанровых значений. Принцип
использования жанра как данности (модели) культуры широко распространится в дальнейшем в музыке ХХ века.
Ключевые слова: музыкальное содержание, автор-творец, авторская позиция, «Тема с вариациями» Петра
Чайковского, музыкальный образ, художественный мир музыки.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Annenkov P. V. Literaturnye vospominaniya [Literary Memories]. Ed. by N. K. Gay. Moscow: Khudozhestvennaya literatura, 1983. 694 p.
3. Bakhtin M. M. Estetika slovesnogo tvorchestva [The Aesthetics of Verbal Creativity]. Moscow: Iskusstvo, 1996. 445 p.
4. [Performs] Blagoy D. D. Chaykovskiy. Aksyuk. Lyadov [Tchaikovsky. Aksyuk. Lyadov]. Dmitry Blagoy, piano; Commentaries by D. Blagoy. URL: http://www.blagoy.ru/dml_plays/tch.htm (08.01.2019).
5. Vartanov S. Ya. The Concept of the “Dreams about Russia” in the Interpretation of Sergei Rachmaninoff’s “Variations on a Theme of Corelli”. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2018. No. 2, pp. 21–31. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2018.2.021-031.
6. Kazantseva L. P. Avtor v muzykal'nom soderzhanii [The Author in the Musical Content]. Russian Gnesins’ Academy of Music. Moscow; Astrakhan: Volga, 1998. 247 p.
7. Korobova A. G. Teoriya zhanrov v muzykal'noy nauke: istoriya i sovremennost' [The Theory of Genres in the Discipline of Music: History and Modernity]. Moscow: Moskovskaya konservatoriya, 2007. 173 p.
8. Nazaykinskiy E. V. Stil' i zhanr v muzyke: ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedeniy [Style and Genre in Music: Textbook for Students of Institutions of Higher Education]. Moscow: VLADOS, 2003. 248 p.
9. Orlova E. I. Obraz avtora v literaturnom proizvedenii: ucheb. posobie [The Image of the Author in a Literary Work: Textbook]. Moscow, 2008. 44 p.
10. Potebnya D. M. Obraz mira v slove pisatelya [The Image of the World in the Word of the Writer]. St. Petersburg: Publishing House of St. Petersburg State University, 1997. 182 p.
11. Skurko E. R. Sergei Rachmaninoff’s Variations for Piano: Concerning the Question of Interpreting the Genre. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. № 2, pp. 50–56. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.2.050-056.
12. Shaymukhametova L. N. Migrating Intonational Formulae as the Phenomenon of Musical Thinking. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2011. No. 2, pp. 19–20. (In Russ.)