«Мышление в функциях» и «мышление в субстанциях»: два творческих принципа в искусстве

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Виталий А. Шуранов

Аннотация

Статья посвящена претворению в искусстве двух концепций мировидения – вопросу, занимавшему искусствоведческую мысль от античности до наших дней. В основе первой концепции – человек, воплощение его чувствований в пространстве видимого мира.
В центре второй – бытие как таковое (онтос), его субстанциональные силы, осуществляющие своё проявление через материю художественного языка. В работе приводятся различные дихотомические определения двух художественных систем; одно из них (С.С. Аверинцева) вынесено в название.
За фактом различения художественных концепций в статье стоит задача определения (общая характеристика) соответственно противоположных языковых принципов, соответствующих той или иной системе миропонимания. При этом большее внимание уделяется менее привычному и теоретически разработанному – характеристике «субстанциональной» концепции, чертам её языкового воплощения в искусстве. Учитывая необходимость не прямого, а символического воплощения области «надчувственного», автор статьи обращается к таким философско-эстетическим понятиям прошлого и настоящего, как «эйдос» (античность), «анагогия», «энергия» (средневековая герменевтика), «снятие определённости» (Николай Кузанский), «экзистенциальность» (Л. Гинзбург), «онтологическая ипостась» (В. Бычков), терминам Священного Писания.
Приводятся более конкретные языковые проявления двух типов мышления, поднимается вопрос о параллелизме и возможности реализации субстанциональных качеств в текстах функционального типа. В музыке субстанциональность ставится в параллель с модальностью. Формы такого проявления модального через функциональное иллюстрируются на примере мелодико-интонационных закономерностей романсов М.И. Глинки.


Ключевые слова: художественное мировидение, язык и мышление, онтологический образ, С.С. Аверинцев, модальность и функциональность, М.И. Глинка.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Шуранов, В. А. (2023). «Мышление в функциях» и «мышление в субстанциях»: два творческих принципа в искусстве. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 53(4), 7–23. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1475
Раздел
Горизонты музыкознания
Биография автора

Виталий А. Шуранов, Уфимский государственный институт искусств им. Загира Исмагилова, г. Уфа, Россия

Кандидат искусствоведения, профессор кафедры теории музыки