П. И. Чайковский и Русское музыкальное общество. Творческий аспект взаимодействия

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Alexander V. Komarov

Аннотация

Предлагаемая работа посвящена малоизученному влиянию Русского музыкального общества (РМО) на
творческую деятельность Петра Ильича Чайковского. Оригинальные музыкальные произведения композитора,
исполнявшиеся в концертах Русского музыкального общества, а также его инструментовки впервые
рассматриваются в контексте исторических реалий жизни Общества и художественных приоритетов этой
организации. Сам факт регулярного исполнения сочинений композитора в концертах Общества представлен
как реализация одного из ключевых положений Устава РМО. Другим положением этого документа обоснованы
денежные выплаты Чайковскому за первые исполнения его сочинений в концертах Общества. Отмечается
и объясняется особое внимание, которое РМО уделяло произведениям композитора в симфоническом жанре.
В статье подробно освещаются четыре работы Чайковского, связанные с инструментовками сочинений других
композиторов. На основании анализа этих работ показано, что посредством выбора определённого состава
оркестра и использования характерных приёмов инструментовки, в каждом из четырёх случаев композитор
делал попытки реконструировать отсутствующие партитуры. Статья завершается кратким обобщением вклада
Чайковского в деятельность РМО и роли Общества в творческом развитии композитора.

Ключевые слова: Русское музыкальное общество (РМО), музыкальное образование, концертная жизнь,
инструментовка, Пётр Чайковский.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Komarov, A. V. (2018). П. И. Чайковский и Русское музыкальное общество. Творческий аспект взаимодействия. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 91–98. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.4.091-098
Раздел
К 160-летию Русского музыкального общества
Биография автора

Alexander V. Komarov, Российский национальный музей музыки; Государственный институт искусствознания

Комаров Александр Викторович, кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник,
Российский национальный музей музыки, старший научный сотрудник,
Государственный институт искусствознания

Библиографические ссылки

1. Dni i gody P. I. Chaykovskogo. Letopis' zhizni i tvorchestva [The Days and Years of P. I. Tchaikovsky. A Chronicle of Life and Creative Activities]. Comp. by E. Zaydenshnur, V. Kiselev, A. Orlova, N. Shemanin; Ed. by V. Yakovlev. Moscow; Leningrad: Muzgiz, 1940. 744 p.
2. Komarov A. V. Dargomyzhskiy i Chaykovskiy. Biograficheskie i tvorcheskie peresecheniya [Dargomyzhsky and Tchaikovsky. Biographical and Creative Crossovers]. Peterburgskiy muzykal'nyy arkhiv. T. 12: Dargomyzhskiy, Wagner, Verdi: velikie sovremenniki: sb. st. k 200-letnemu yubileyu kompozitorov [The Saint Petersburg Music Archive. Vol. 12: Dargomyzhsky, Wagner, Verdi: Great Contemporaries: Compilation of Articles Devoted to the 200th Anniversary of the Composers]. Ed., comp. by T. Z. Skvirskaya. St. Petersburg, 2014, pp. 56–70.
3. Komarov A. V. Muzykoved S. S. Popov i rukopisnye kopii uvertyur P. I. Chaykovskogo [Musicologist S. S. Popov and the Manuscript Copies of the Overtures of P. I. Tchaikovsky]. Zapiski otdela rukopisey. T. 54 [Proceedings of the Manuscript Division. Vol. 54]. Comp. by A. I. Serkov; Russian State Library. Moscow, 2012, pp. 132–146.
4. Larosh G. A. Iz moikh vospominaniy. Chaykovskiy v konservatorii [From my Reminiscences. Tchaikovsky at the Conservatory]. Izbrannye stat'i. V 5 vyp. Vyp. 2: P. I. Chaykovskiy [Selected Articles. In 5 Issues. Issue 2: P. I. Tchaikovsky]. Ed. by A. A. Gozenpud. Leningrad, 1975, pp. 277–299.
5. Moiseev G. A. Velikiy knyaz' Konstantin Nikolaevich – prezident Imperatorskogo Russkogo muzykal'nogo obshchestva [Grand Duke Konstantin Nicolaevich – the President of the Imperial Russian Musical Society]. Nasledie. Vyp. 1: Russkaya muzyka – mirovaya kul'tura: sb. st., materialov, pisem i vospominaniy [Heritage. Issue 1: Russian Music – World Culture: Compilation of Articles, Materials, Letters and Reminiscences]. Ed., comp. by E. S. Vlasova, E. G. Sorokina. Moscow, 2009, pp. 128–154.
6. Moiseev G. A. P. I. Chaykovskiy i velikiy knyaz' Konstantin Nikolaevich: k istorii vzaimootnosheniy [P. I. Tchaikovsky and Grand Duke Konstantin Nikolaevich: for the History of their Cooperation]. Nauchnyy vestnik Moskovskoy konservatorii [Journal of Moscow Conservatory]. 2013. No. 3, pp. 136–167.
7. Moiseev G. A. Sodruzhestvo velikikh khudozhnikov: N. G. Rubinshteyn i P. I. Chaykovskiy [The Fraternity of Great Artists: N. G. Rubinstein and P. I. Tchaikovsky]. Nikolay Rubinshteyn i ego vremya: al'bom (K 150-letiyu Moskovskoy konservatorii) [Nicolai Rubinstein and His Time: An Album (Towards the 150th Anniversary of Moscow Conservatory)]. Ed., comp. by M. D. Sokolova. Moscow, 2012, pp. 95–105.
8. Moiseev G. A. Chaykovskiy i Konstantinovichi. Neizvestnye fakty istorii vzaimootnosheniy s avgusteyshimi pokrovitelyami IRMO [Tchaikovsky and the Konstantinoviches. Unknown Facts of Their Relations with the Royal Patrons of the IRMS]. Chaykovskiy i XXI vek: dialogi vo vremeni i prostranstve: materialy mezhdunar. nauch. konf. [Tchaikovsky and the 21st Century: Dialogues Across Time and Space: Proceedings of an International Scholarly Conference]. Ed., comp. by A. V. Komarov. St. Peterburg, 2017, pp. 32–48.
9. Polotskaya E. E. Marx – Zaremba – Chaykovskiy: o nemetskikh istokakh teoreticheskogo obrazovaniya v pervykh russkikh konservatoriyakh (po materialam arkhivov) [Marx – Zaremba – Tchaikovsky: about the German Origins of Theoretical Education at the First Russian Conservatories (Based on Archival Materials)]. Uchenye zapiski Rossiyskoy akademii muzyki imeni Gnesinykh [Scholarly Proceedings of the Russian Gnesins’ Academy of Music]. 2014. No. 2, pp. 63–77.
10. Polotskaya E. E. N. I. Zaremba i M. M. Davydov: uchitel' i uchenik P. I. Chaykovskogo [N. I. Zaremba and M. M. Davydov: the Teacher and the Pupil of P. I. Tchaikovsky]. Nasledie. Vyp. 2: XVIII–XIX veka: sb. st., materialov i dokumentov [Heritage. Issue 2: The 18th and 19th Centuries: Compilation of Articles, Materials and Documents]. Ed., comp. by P. E. Vaydman, E. S. Vlasova. Moscow, 2013, pp. 424–459.
11. Polotskaya E. E. P. I. Chaykovskiy i stanovlenie kompozitorskogo obrazovaniya v Rossii: dis. … d-ra iskusstvovedeniya [P. I. Tchaikovsky and the Establishment of Compositional Education in Russia: Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 2009. 435 p.
12. Chaykovskiy P. I. Polnoe sobranie sochineniy. Literaturnye proizvedeniya i perepiska. T. 2: Muzykal'no-kriticheskie stat'i [Tchaikovsky P. I. Collection of Complete Works. Literary Works and Correspondence. Vol. 2: Articles of Musical Criticism]. Prepared by V. V. Yakovlev. Moscow: Muzgiz, 1953. 437 p.
13. Shabshaevich E. M. N. G. Rubinshteyn i moskovskaya Politekhnicheskaya vystavka 1872 goda [N. G. Rubinstein and the Moscow Polytechnic Exhibition of 1872]. Musicus. Vestnik Sankt-Peterburgskoy gosudarstvennoy konservatorii imeni N. A. Rimskogo-Korsakova [Musicus. Newsletter of the St. Petersburg N. A. Rimsky-Korsakov State Conservatory]. 2011. No. 3–4, pp. 43–47.
14. Shabshaevich E. M. O muzyke na vserossiyskoy khudozhestvenno-promyshlennoy vystavke 1882 goda v Moskve [Concerning Music at the All-Russian Artistic and Industrial Exhibition in Moscow in 1882]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2009. No. 4, pp. 147–154.
15. Shabshaevich E. M. Ustavy moskovskikh muzykal'nykh obshchestv XIX veka [Statutes of the Moscow Musical Societies of the 19th Centuries]. Nasledie. T. 2: XVIII–XIX veka: sb. st., materialov i dokumentov [Heritage. Vol. 2: the 18th and 19th Centuries: A Compilation of Articles, Materials and Documents]. Ed., comp. by P. E. Vaydman, E. S. Vlasova. Moscow, 2013, pp. 399–423.
16. Komarov Aleksandr V. Die Arie “O del mio dolce ardor” aus Glucks Oper «Paride ed Elena» – Zum Kontext von Čajkovskijs Instrumentierung. Deutsch von Lucinde Braun. Tschaikowsky-Gesellschaft. 2012. Mitteilungen 19. S. 3–22.
17. Polotskaya Elena E. Concerning the History of Education of Music Theorists and Composers in the First Russian Conservatories. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 4, pp. 100–107. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.4.100-107.