П. И. Чайковский и Русское музыкальное общество. Творческий аспект взаимодействия
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Предлагаемая работа посвящена малоизученному влиянию Русского музыкального общества (РМО) на
творческую деятельность Петра Ильича Чайковского. Оригинальные музыкальные произведения композитора,
исполнявшиеся в концертах Русского музыкального общества, а также его инструментовки впервые
рассматриваются в контексте исторических реалий жизни Общества и художественных приоритетов этой
организации. Сам факт регулярного исполнения сочинений композитора в концертах Общества представлен
как реализация одного из ключевых положений Устава РМО. Другим положением этого документа обоснованы
денежные выплаты Чайковскому за первые исполнения его сочинений в концертах Общества. Отмечается
и объясняется особое внимание, которое РМО уделяло произведениям композитора в симфоническом жанре.
В статье подробно освещаются четыре работы Чайковского, связанные с инструментовками сочинений других
композиторов. На основании анализа этих работ показано, что посредством выбора определённого состава
оркестра и использования характерных приёмов инструментовки, в каждом из четырёх случаев композитор
делал попытки реконструировать отсутствующие партитуры. Статья завершается кратким обобщением вклада
Чайковского в деятельность РМО и роли Общества в творческом развитии композитора.
Ключевые слова: Русское музыкальное общество (РМО), музыкальное образование, концертная жизнь,
инструментовка, Пётр Чайковский.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Komarov A. V. Dargomyzhskiy i Chaykovskiy. Biograficheskie i tvorcheskie peresecheniya [Dargomyzhsky and Tchaikovsky. Biographical and Creative Crossovers]. Peterburgskiy muzykal'nyy arkhiv. T. 12: Dargomyzhskiy, Wagner, Verdi: velikie sovremenniki: sb. st. k 200-letnemu yubileyu kompozitorov [The Saint Petersburg Music Archive. Vol. 12: Dargomyzhsky, Wagner, Verdi: Great Contemporaries: Compilation of Articles Devoted to the 200th Anniversary of the Composers]. Ed., comp. by T. Z. Skvirskaya. St. Petersburg, 2014, pp. 56–70.
3. Komarov A. V. Muzykoved S. S. Popov i rukopisnye kopii uvertyur P. I. Chaykovskogo [Musicologist S. S. Popov and the Manuscript Copies of the Overtures of P. I. Tchaikovsky]. Zapiski otdela rukopisey. T. 54 [Proceedings of the Manuscript Division. Vol. 54]. Comp. by A. I. Serkov; Russian State Library. Moscow, 2012, pp. 132–146.
4. Larosh G. A. Iz moikh vospominaniy. Chaykovskiy v konservatorii [From my Reminiscences. Tchaikovsky at the Conservatory]. Izbrannye stat'i. V 5 vyp. Vyp. 2: P. I. Chaykovskiy [Selected Articles. In 5 Issues. Issue 2: P. I. Tchaikovsky]. Ed. by A. A. Gozenpud. Leningrad, 1975, pp. 277–299.
5. Moiseev G. A. Velikiy knyaz' Konstantin Nikolaevich – prezident Imperatorskogo Russkogo muzykal'nogo obshchestva [Grand Duke Konstantin Nicolaevich – the President of the Imperial Russian Musical Society]. Nasledie. Vyp. 1: Russkaya muzyka – mirovaya kul'tura: sb. st., materialov, pisem i vospominaniy [Heritage. Issue 1: Russian Music – World Culture: Compilation of Articles, Materials, Letters and Reminiscences]. Ed., comp. by E. S. Vlasova, E. G. Sorokina. Moscow, 2009, pp. 128–154.
6. Moiseev G. A. P. I. Chaykovskiy i velikiy knyaz' Konstantin Nikolaevich: k istorii vzaimootnosheniy [P. I. Tchaikovsky and Grand Duke Konstantin Nikolaevich: for the History of their Cooperation]. Nauchnyy vestnik Moskovskoy konservatorii [Journal of Moscow Conservatory]. 2013. No. 3, pp. 136–167.
7. Moiseev G. A. Sodruzhestvo velikikh khudozhnikov: N. G. Rubinshteyn i P. I. Chaykovskiy [The Fraternity of Great Artists: N. G. Rubinstein and P. I. Tchaikovsky]. Nikolay Rubinshteyn i ego vremya: al'bom (K 150-letiyu Moskovskoy konservatorii) [Nicolai Rubinstein and His Time: An Album (Towards the 150th Anniversary of Moscow Conservatory)]. Ed., comp. by M. D. Sokolova. Moscow, 2012, pp. 95–105.
8. Moiseev G. A. Chaykovskiy i Konstantinovichi. Neizvestnye fakty istorii vzaimootnosheniy s avgusteyshimi pokrovitelyami IRMO [Tchaikovsky and the Konstantinoviches. Unknown Facts of Their Relations with the Royal Patrons of the IRMS]. Chaykovskiy i XXI vek: dialogi vo vremeni i prostranstve: materialy mezhdunar. nauch. konf. [Tchaikovsky and the 21st Century: Dialogues Across Time and Space: Proceedings of an International Scholarly Conference]. Ed., comp. by A. V. Komarov. St. Peterburg, 2017, pp. 32–48.
9. Polotskaya E. E. Marx – Zaremba – Chaykovskiy: o nemetskikh istokakh teoreticheskogo obrazovaniya v pervykh russkikh konservatoriyakh (po materialam arkhivov) [Marx – Zaremba – Tchaikovsky: about the German Origins of Theoretical Education at the First Russian Conservatories (Based on Archival Materials)]. Uchenye zapiski Rossiyskoy akademii muzyki imeni Gnesinykh [Scholarly Proceedings of the Russian Gnesins’ Academy of Music]. 2014. No. 2, pp. 63–77.
10. Polotskaya E. E. N. I. Zaremba i M. M. Davydov: uchitel' i uchenik P. I. Chaykovskogo [N. I. Zaremba and M. M. Davydov: the Teacher and the Pupil of P. I. Tchaikovsky]. Nasledie. Vyp. 2: XVIII–XIX veka: sb. st., materialov i dokumentov [Heritage. Issue 2: The 18th and 19th Centuries: Compilation of Articles, Materials and Documents]. Ed., comp. by P. E. Vaydman, E. S. Vlasova. Moscow, 2013, pp. 424–459.
11. Polotskaya E. E. P. I. Chaykovskiy i stanovlenie kompozitorskogo obrazovaniya v Rossii: dis. … d-ra iskusstvovedeniya [P. I. Tchaikovsky and the Establishment of Compositional Education in Russia: Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 2009. 435 p.
12. Chaykovskiy P. I. Polnoe sobranie sochineniy. Literaturnye proizvedeniya i perepiska. T. 2: Muzykal'no-kriticheskie stat'i [Tchaikovsky P. I. Collection of Complete Works. Literary Works and Correspondence. Vol. 2: Articles of Musical Criticism]. Prepared by V. V. Yakovlev. Moscow: Muzgiz, 1953. 437 p.
13. Shabshaevich E. M. N. G. Rubinshteyn i moskovskaya Politekhnicheskaya vystavka 1872 goda [N. G. Rubinstein and the Moscow Polytechnic Exhibition of 1872]. Musicus. Vestnik Sankt-Peterburgskoy gosudarstvennoy konservatorii imeni N. A. Rimskogo-Korsakova [Musicus. Newsletter of the St. Petersburg N. A. Rimsky-Korsakov State Conservatory]. 2011. No. 3–4, pp. 43–47.
14. Shabshaevich E. M. O muzyke na vserossiyskoy khudozhestvenno-promyshlennoy vystavke 1882 goda v Moskve [Concerning Music at the All-Russian Artistic and Industrial Exhibition in Moscow in 1882]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2009. No. 4, pp. 147–154.
15. Shabshaevich E. M. Ustavy moskovskikh muzykal'nykh obshchestv XIX veka [Statutes of the Moscow Musical Societies of the 19th Centuries]. Nasledie. T. 2: XVIII–XIX veka: sb. st., materialov i dokumentov [Heritage. Vol. 2: the 18th and 19th Centuries: A Compilation of Articles, Materials and Documents]. Ed., comp. by P. E. Vaydman, E. S. Vlasova. Moscow, 2013, pp. 399–423.
16. Komarov Aleksandr V. Die Arie “O del mio dolce ardor” aus Glucks Oper «Paride ed Elena» – Zum Kontext von Čajkovskijs Instrumentierung. Deutsch von Lucinde Braun. Tschaikowsky-Gesellschaft. 2012. Mitteilungen 19. S. 3–22.
17. Polotskaya Elena E. Concerning the History of Education of Music Theorists and Composers in the First Russian Conservatories. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 4, pp. 100–107. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.4.100-107.