К вопросу об интерпретации фортепианных произведений С. С. Прокофьева
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Анализ исполнительских интерпретаций фортепианных произведений Прокофьева осуществлён в статье
с позиций герменевтического подхода. Интерпретация рассматривается как способ существования музыкального произведения, требующий активного творческого соучастия исполнителя в воссоздании авторского замысла. Особое место уделено вопросу о границах интерпретации: подчёркивается необходимость проникновения в глубинные смысловые слои исполняемого произведения, движения к постижению авторского замысла и недопустимость вольного обращения с музыкальным текстом. Развивается мысль о том, что характер интерпретации, её адекватность и убедительность зависят не только от профессионального уровня музыканта, но и от величины и значительности личности исполнителя. Утверждается, что анализ различных интерпретаций того или иного произведения позволяет не только определить духовные ориентиры и ценностные предпочтения исполнителя, но и духовную атмосферу общества, в котором он творит, востребованность тех настроений
и смыслов, которые несёт музыка композитора. Высказывается предположение о том, что активное обращение современных исполнителей к произведениям Прокофьева обусловлено характером напряжённой исторической ситуации в мире, формирующей ощущение тревоги и подавленности: в прокофьевской музыке привлекает устремлённость к свету, уверенность и оптимизм. Рассмотрены интерпретации фортепианных произведений Прокофьева, представленные именами С. Рихтера, М. Гринберг, Э. Гилельса, М. Аргерих, Н. Петрова и современных исполнителей – А. Гаврилова, Е. Кисина, Д. Трифонова, Г. Соколова.
Ключевые слова: С. С. Прокофьев, фортепианные произведения, исполнительская интерпретация, авторский замысел.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Gordon G. B. Emil' Gilel's. Za gran'yu mifa [Emil Gilels. Beyond the Myth]. Moscow: Klassika-XXI, 2007. 171 p.
3. Del'son V. Yu. Fortepiannoe tvorchestvo i pianizm Prokof'eva [The Piano Compositions and Piano Technique of Prokofiev]. Moscow: Sovetskiy kompozitor, 1973. 287 p.
4. Martynova S. Iz perepiski Prokof'eva [From Prokofiev's Correspondence]. Sergey Prokof'ev: Pis'ma. Vospominaniya. Stat'i [Sergey Prokofiev: Letters. Memoirs. Articles]. Moscow, 2007, pp. 148–178.
5. Mendel'son-Prokof'eva M. A. Vospominaniya o Sergee Prokof'eve. Fragment: 1946–1950 gody [Mendelssohn- Prokofiev M. A. Memoirs of Sergei Prokofiev. Fragment: 1946–1950]. Sergey Prokof'ev. Vospominaniya. Pis'ma. Stat'i [Sergey Prokofiev. Memoirs. Letters. Articles]. Moscow, 2004, pp. 5–226.
6. Ovchinnikov M. O romanticheskikh tendentsiyakh v interpretatsiyakh fortepiannykh proizvedeniy S. Prokof'eva sovetskimi pianistami [About the Romantic Tendencies in Interpretations of Prokofiev’s Piano Works by Soviet Pianists]. Moskovskiy muzykoved [The Moscow Musicologist]. Issue 2. Moscow, 1991, pp. 78–88.
7. Safonova T. V. Metafizicheskaya sostavlyayushchaya v tvorchestve S. S. Prokof'eva [The Metaphysical Component in the Works of Sergei Prokofiev]. Saratov: Saratov State L. V. Sobinov Conservatory, 2011. 156 p.
8. Fomina Z. V. Avtor kak problema teoreticheskoy refleksii v kul'turnom prostranstve postmoderna [The Author as an Issue of Theoretical Reflection in the Cultural Space of the Post-Modern Era]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Present-Day Issues of Scholarship and Education]. 2012. No. 3. URL: http://www.rae.ru/fs/.
9. Fomina Z. V. Filosofiya muzyki [The Philosophy of Music]. Saratov: Saratov State L. V. Sobinov Conservatory, 2011. 208 p.
10. Chemberdzhy V. N. XX vek Liny Prokof'evoy [The 20th Century of Lina Prokofiev]. Moscow: Klassika-XXI, 2008. 336 p.
11. Shnitke A. G. Slovo o Prokof'eve [A Few Words about Prokofiev]. Besedy s Al'fredom Shnitke [Conversations with Alfred Schnittke]. Moscow, 2005, pp. 209–214.
12. Eko U. Otkrytoe proizvedenie [Ecco U. An Open Work]. St. Petersburg: Akademicheskiy proekt, 2004. 384 p.
13. Giroud V. Nicolas Nabokov: a Life in Freedom and Music. Oxford and New York: Oxford University Press, 2015. 584 p.
14. Khait J. To Sing or Not to Sing: the Signification of Operatic Mode of Utterance in Sergey Prokofiev’s Betrothal in A Monastery. Art of Music. Theory and History. 2017 № 16, pp. 21–44.
15. Manzoni S. Music and Literature at the Time of Soviet Union. Art of Music. Theory and History. 2017. No. 16, pp. 207–211.
16. Morrison S. Prokofiev: Reflections on an Anniversary, And A Plea for a New Critical Edition. Art of Music. Theory and History. 2017. No. 16, pp. 5–20.
17. The Leonard Bernstein Letters. Ed. by Nigel Simeone. New Haven: Yale University Press, 2013. 606 p.