Коллективная опера-балет «Млада» (1872): первый выход в свет
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Коллективная опера-балет «Млада» (1872) пяти композиторов на либретто Степана Гедеонова и Виктора
Крылова восстановлена немецким музыковедом Альбрехтом Гаубом и в 2016 году опубликована американ-
ским издательством «A-R Editions». Реконструкция проведена по 27 рукописным источникам, хранящимся
в Санкт-Петербурге и Москве. Часть музыки издана впервые, часть – впервые в оригинальном виде, без
тех значительных изменений, которые были внесены при прежних публикациях. Во втором и третьем дей-
ствиях, принадлежавших М. Мусоргскому и Н. Римскому-Корсакову, имеются значительные лакуны. Тем
не менее, опубликованный клавир в сочетании с исследованием и комментариями позволяет составить
представление об экспериментальном сочинении участников «Могучей кучки», а также о глубине стили-
стического контраста между сценами, написанными Ц. Кюи, М. Мусоргским, Н. Римским-Корсаковым и
А. Бородиным, и балетными номерами Л. Минкуса. Частично реконструировано либретто оперы-балета,
представлены взгляды автора идеи оперы-балета «Млада» – Гедеонова – на пути развития музыкального те-
атра, его «антивагнерианская» эстетика. Получил объяснение выбор сюжета из истории полабских славян.
Издание закрывает «белое пятно» в истории русской музыки и предоставляет музыковедам значительный
материал для дальнейших исследований, в частности, для изучения феномена коллективного музыкального
произведения.
Ключевые слова: коллективная опера-балет «Млада», клавир, опера-балет, реконструкция нотных рукопи-
сей, «Могучая кучка».
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Gedeonov S. Varyagi i Rus’: istoricheskoe issledovanie [The Varangians and Rus. Historical Research]. St. Petersburg: Printing House of the Imperial Academy of Science, 1876. 569 p.
3. Stasov V. V. Alexander Porfir’evich Borodin. Ego zhizn’, perepiska i musykal’nye stat’i [Alexander Borodin. His Life, Correspondance, and Musical Articles]. St. Petersburg: A. S. Suvorin Printers, 1889. 180 p.
4. Gaub A. Critical Report. Mlada (1872). Scenes from a Collaborative Opera-Ballet by César Cui, Modest Musorgskii, Nikolai Rimskii-Korsakov, and Aleksandr Borodin. Edited by Albrecht Gaub. Middleton, USA: A-R Editions, 2016, pp. 275–316.
5. Gaub A. Introduction. Mlada (1872). Scenes from a Collaborative Opera-Ballet by César Cui, Modest Musorgskii, Nikolai Rimskii-Korsakov, and Aleksandr Borodin. Edited by Albrecht Gaub. Middleton, USA: A-R Editions, 2016, pp. xv–xxx.
6. Gaub A. Die kollektive Ballett-Oper “Mlada”. Ein Werk von Kjui, Musorgskij, Rimskij-Korsakov, Borodin und Minkus [The Collective Ballet Opera “Mlada”. A Work of Kjui, Musorgskij, Rimsky-Korsakov, Borodin and Minkus]. Berlin: Ernst Kuhn, 1998. 624 S.
7. Gaub A. Preface. Mlada (1872). Scenes from a Collaborative Opera-Ballet by César Cui, Modest Musorgskii, Nikolai Rimskii-Korsakov, and Aleksandr Borodin. Edited by Albrecht Gaub. Middleton, USA: A-R Editions, 2016, pp. ix–xiii.