Герои и персонажи фортепианных пьес Софии Губайдулиной для детей
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье выявляется специфика претворения «театральных» героев и персонажей в фортепианной музыке для детей Софии Губайдулиной. Изучение механизма их звукового моделирования осуществляется в русле теории музыкального текста на основе техники семантического анализа
(Л. Н. Шаймухаметова). Автор статьи исследует семантические фигуры, инструментальные клише и различные виды линейно-мелодического развертывания, формирующие интонационную лексику пьес. Посредством предметно-образных значений интонационной лексики в музыке Губайдулиной воплощаются внемузыкальные – театральные – представения. Взаимодействие содержательных структур рассматривается в контексте художественных приемов гиперболизации, детализации, комбинаторики, а также «соположения разнородного», которые подчиняются логике игры. Раскрытие образов героев и персонажей в фортепианных миниатюрах даёт возможность познать «микро»-мир детской музыки композитора.
Ключевые слова: фортепианная музыка, музыка для детей, музыкальная семантика, музыкальный текст, интонационная лексика
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Kurysheva T.A. Teatral'nost' i muzyka. — M.: Sov. kompozitor, 1984.
3. Lotman Yu.M. Kukly v sisteme kul'tury // Izbrannye stat'i. V 3 t. T. 1. Stat'i po semiotike i tipologii kul'tury. — Tallin: Aleksandra, 1992. — S. 377–380.
4. Lotman Yu.M. Semiotika stseny // Stat'i po semiotike kul'tury i iskusstva. — SPb.: Akademicheskiy proekt, 2002. — S. 401–431.
5. Lotman Yu.M. Struktura khudozhestvennogo teksta. — M.: Iskusstvo, 1870. — (Semioticheskie issledovaniya po teorii iskusstva).
6. Lotman Yu.M. Tekst v tekste // Izbrannye stat'i. V 3 t. T. 1. Stat'i po semiotike i tipologii kul'tury. — Tallin: Aleksandra, 1992. — S. 148–160.
7. Smirnova N. I. Iskusstvo igrayushchikh kukol. Smena teatral'nykh sistem. — M.: Iskusstvo, 1983.
8. Uspenskiy B.A. Poetika kompozitsii. — SPb.: Azbuka, 2000.
9. Kheyzinga Y. Homo ludens. V teni zavtrashnego dnya / per. s niderl. V.V. Oshisa. — M.: Progress, 1992.
10. Kholopova V.N. Sofiya Gubaydulina: monografiya. Interv'yu Entso Restan'o — Sofiya Gubaydulina. — Izd. 2-e, dop. — M.: Kompozitor, 2008.
11. Shaymukhametova L.N. Nekotorye sposoby organizatsii napryazheniya v muzykal'nom tekste (na primere sochineniy I.-S. Bakha) // Zvuk, intonatsiya, protsess / otv. red. L.N. Shaymukhametova. — M.: RAM im. Gnesinykh, 1998. — Vyp. 148. — S. 36–45.
12. Shaymukhametova L.N., Selivanets N.G. Semanticheskie protsessy v tematizme sonat D. Skarlatti. — Ufa, 1998.
13. Shaymukhametova L.N. Semanticheskiy analiz muzykal'noy temy: uchebnoe posobie. — M.: RAM im. Gnesinykh, 1998.
14. Shirokova V. P. O prototipakh metroritmicheskoy organizatsii tematizma concerto-grosso v muzyke Barokko // Ritm i forma / red. N. Afonina, L. Ivanova; SPbGK im. N.A. Rimskogo-Korsakova. — SPb.: Soyuz khudozhnikov, 2002. — S. 58–96.