Черты зрелого стиля Д. Д. Шостаковича в Первом фортепианном концерте
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье рассматриваются многообразные проявления типологических черт стиля Шостаковича в его Первом фортепианном концерте. Наблюдения проводятся на уровне общей концепции и жанровой специфики, драматургии и композиции, языка, приёмов концертирования и инструментально-ансамблевого письма. Опираясь на результаты системного анализа, автор приходит к выводам о том, что Концерт следует рассматривать не только как юношеский эксперимент, но и как важную веху на пути утверждения индивидуального стиля композитора; период первой половины 30-х годов заслуживает специального выделения в общей периодизации творчества Шостаковича.
Ключевые слова: композиторы России, музыкальный стиль, периодизация творчества Шостаковича, фортепианный концерт
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Aranovskiy M. Pyatnadtsataya simfoniya
D. Shostakovicha i nekotorye voprosy muzykal'noy semantiki // Voprosy teorii i estetiki muzyki: sb. st. – L.: Muzyka, 1977. – Vyp. 15. – S. 55–94.
3. Asaf'ev B. O tvorchestve Shostakovicha i ego opere «Ledi Makbet» // Asaf'ev B. (Igor' Glebov) Ob opere: izbr. st. – L.: Muzyka, 1976. – S. 308–317.
4. Bonfel'd M. XX vek: smekh skvoz' zhanr // Iskusstvo XX veka: Paradoksy smekhovoy kul'tury:
sb. st. – N. Novgorod, 2001. – S. 117–125.
5. Druskin M. S. Drug // Druskin M. Issledovaniya. Vospominaniya. – L.; M. : Sov. kompozitor, 1977. – S. 224–246.
6. Druskin M. Shostakovich v 20-e gody // Druskin M. Ocherki. Stat'i. Zametki. – L.: Sov. kompozitor, 1987. – S. 45–59.
7. Klimovitskiy A. Shostakovich i Betkhoven (Nekotorye istoriko-kul'turnye paralleli) // Traditsii muzykal'noy nauki: sb. issled. st. / red.-sost. L. G. Kovnatskaya. – L.: Sov. kompozitor, 1989. –
S. 177–205.
8. Mazel' L. Etyudy o Shostakoviche: stat'i i zametki o tvorchestve. – M.: Sov. kompozitor, 1986.
9. Orlov G. Simfonizm Shostakovicha na perelome // Voprosy teorii i estetiki muzyki: sb. st. – L.: Muzyka, 1971. – Vyp. 10. – S. 3–31.
10. Sabinina M. Shostakovich // Muzyka XX veka: ocherki. V 2 ch., ch. 2, kn. 4. – M.: Muzyka, 1984. – S. 75–114.
11. Syrov V. Shostakovich i muzyka byta. Razmyshleniya ob otkrytosti stilya kompozitora // Shostakovich: mezhdu mgnoveniem i vechnost'yu. Dokumenty, materialy, stat'i. – SPb.: Kompozitor (Sankt-Peterburg), 2000. – S. 626–660.
12. Fedorova L. «Peterburgskiy tekst» i akmeizm. Sovremennye aspekty izucheniya tvorchestva
D. D. Shostakovicha 20-kh godov [Elektronnyy resurs]. – URL: http://www.rostcons.ru/intconf_2008/mat_fedorova.htm#1.
13. Khentova S. V mire Shostakovicha. – M.: Kompozitor, 1995.
14. Khentova S. Shostakovich-pianist. – L.: Muzyka, 1964.
15. Kholopov Yu. Novaya garmoniya: Stravinskiy, Prokof'ev, Shostakovich // Russkaya muzyka i XX vek / red.-sost. M. Aranovskiy. – M.: GII Ministerstva kul'tury RF, 1997. – S. 433–460.
16. Chigareva E. Tema dlinoyu v tseluyu zhizn': Bobrovskiy o Shostakoviche // Muzykal'naya akademiya. – 2006. – № 3. – S. 128–136.