А. Лосев – Б. Асафьев: смысловые параллели

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Grigory R. Konson

Аннотация

Статья посвящена не исследованному в музыкознании феномену смысловых параллелей научных концепций крупнейшего отечественного философа XX столетия А.Ф. Лосева и выдающегося российского музыковеда Б.В. Асафьева, исследования которого явились фундаментом отечественного музыкознания. Автор анализирует и обнаруживает сходство значений понятий «музыкальное бытие», «звучание во/вне времени и пространстве», «инаковость», «смысл» и др., которые в их трудах стали принципиально важными, а в дальнейшем явились узловыми для теоретического музыкознания. В данной статье объект исследования рассматривается в контексте различных областей передовой научной мысли XX столетия, в первую очередь, музыковедения и философии.

Ключевые слова: музыка и философия, музыкальная эстетика, музыкальное бытие, музыкальное время, музыка и смысл 

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Konson, G. R. (2010). А. Лосев – Б. Асафьев: смысловые параллели. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 6(1), 21–25. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/592
Раздел
Горизонты музыкознания
Биография автора

Grigory R. Konson, Государственная классическая академия им. Маймонида

Консон Григорий Рафаэльевич – 
кандидат искусствоведения, доцент,
зав. кафедрой истории и теории исполнительского искусства

Библиографические ссылки

1. Asaf'ev B. Instrumental'noe tvorchestvo Chaykovskogo // Asaf'ev B. O Chaykovskom. – L., 1972. – S. 234-290.
2. Asaf'ev B. O sebe // Vospominaniya o B. V. Asaf'eve / sost. A. Kryukov. – L., 1974. – S. 317-508.
3. Asaf'ev B. V. Pis'mo B. L. Yavorskomu ot 28 marta 28 1917 g. // GTsMMK im. Glinki. – F. 146, ed. khr. 1594. – S. 1-10.
4. Asaf'ev B. Shopen v vosproizvedenii russkikh kompozitorov // Sovetskaya muzyka. – 1946. – № 1. – S. 31-41.
5. Bobrovskiy V. O peremennosti funktsiy muzykal'noy formy. – M., 1970.
6. Bulez P. [O polifonii] // Kompozitory o sovremennoy kompozitsii. Khrestomatiya / red.-sost. T. Kyure-gyan, V. Tsenova. – M., 2009. – S. 131-161.
7. Glebov I. Muzykal'naya forma kak protsess. – M., 1930.
8. Dal' V. Tolkovyy slovar' zhivogo velikorusskogo yazyka. T. 2. – M., 1981.
9. Konson G. Metod dialekticheskogo analiza Mazelya // Vestnik Kostromskogo gosudarstvennogo universiteta. – 2009. – T. 15, № 3 (iyul'-sentyabr'). – S. 221-227.
10. Konson G. Metod tselostnogo analiza I. Ryzhkina // Muzykal'noe iskusstvo: istoriya i sovremen-nost': sb. nauch. st. k 40-letiyu Astrakhanskoy gosudar-stvennoy konservatorii / gl. red. L. Savvina, red.-sost. V. Petrov. – Astrakhan', 2009. – S. 81-85.
11. Konson G. Traktovka simfonizma B. Asaf'evym i I. Ryzhkinym // Muzykovedenie. – 2009. – № 2. – S. 2-7.
12. Kuznetsov B. Etyudy ob Eynshteyne. – Izd. 2-e, pererab. i dop. – M., 1970.
13. Lashchenko S. Ideya «strashnoy krasoty»: dialog pokoleniy i natsional'nykh traditsiy (opera-balet V. Gubarenko «Viy» i opera N. Rimskogo-Korsakova «Zolotoy petushok») // Muzykal'nyy teatr XX veka. Sobytiya, problemy, itogi, perspektivy / red.-sost. A. Baeva, E. Kurilenko. – M., 2004. – S. 162-174.
14. Losev A. Iz rannikh proizvedeniy / vstup. st. A. Takho-Godi, L. Gogotishvili; primech. L. Gogotishvi-li. – M., 1990.
15. Mazel' L. Voprosy analiza muzyki. Opyt sblizheniya teoreticheskogo muzykoznaniya i estetiki. – M., 1978.
16. Mayboroda D. Bytie // Istoriya filosofii: entsiklopediya. – Minsk, 2002. – S. 140-141.
17. Mozheyko M. Platon // Istoriya filosofii: entsiklopediya. – Minsk, 2002. – S. 782-788.
18. Orlov G. Struktura funktsii vremeni v muzyke (Ispolnenie i improvizatsiya) // Voprosy teorii i es-tetiki muzyki / otv. red. L. Raaben. – L., 1974. – Vyp. 13. – S. 32-57.
19. Orlova E. Intonatsionnaya teoriya Asaf'eva kak uchenie o spetsifike muzykal'nogo myshleniya. Istoriya. Stanovlenie. Sushchnost'. – M., 1984.
20. Orlova E. B. V. Asaf'ev. Put' issledovatelya i publitsista. – L., 1964.
21. Riman G. Muzykal'nyy slovar' [per. s 5-go nem. izd.] / per. i dop. Yu. Engelya. – M., 1901.
22. Ryzhkin I. Russkoe klassicheskoe muzykoznanie v bor'be protiv formalizma. – M., 1951.
23. Semenov N. Plotin // Istoriya filosofii: entsiklopediya. – Minsk, 2002. – S. 792-797.
24. Serov A. Muzyka i tolki o ney // Serov A. N. Stat'i o muzyke. V 7 vyp. Vyp. 2 a. 1854-1856 / sost. i komment. Vl. Protopopova. – M., 1985. – S. 80-89.
25. Farbshteyn A. Muzyka i estetika. – L., 1978.
26. Furs V. Parmenid // Istoriya filosofii: entsiklopediya. – Minsk, 2002. – S. 765.
27. Kholopov Yu. Izmenyayushcheesya i neizmennoe v evolyutsii muzykal'nogo myshleniya // Problemy traditsiy i novatorstva v sovremennoy muzyke. – M., 1982. – S. 52-104.
28. Kholopov Yu. O formakh postizheniya muzykal'nogo bytiya // Voprosy filosofii. – 1993. – № 4. – S. 106-114.
29. Tsimmerman B. Interval i vremya // Kompozitory o sovremennoy kompozitsii. Khrestomatiya / red.-sost. T. Kyuregyan, V. Tsenova. – M., 2009. – S. 92-106.
30. Tsukkerman V. O nekotorykh osobykh vidakh tselostnogo analiza // Tsukkerman V. Muzykal'no-teore-ticheskie ocherki i etyudy. – M., 1970. – S. 409-426.
31. Eynshteyn A. Voprosy kosmologii i obshchaya teoriya otnositel'nosti // Al'bert Eynshteyn i teoriya gravitatsii: sb. st. / nauch. red. E. Kuranskiy. – M., 1979. – S. 287-298.