«Ночной зефир» А. С. Пушкина: поэтический образ в романсах русских композиторов
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Об удивительной музыкальности стихотворения «Ночной зефир» А. С. Пушкина писали не раз. В критических
отзывах, начиная с XIX столетия, основное внимание обращали на насыщенный звуками внешний образный
ряд и поэтические средства «инструментовки» стиха (ритмика, фоника). Однако привычные музыкально-поэ-
тические приёмы Пушкиным усилены ещё и специфическими элементами музыкального языка – жанровыми,
композиционными, исполнительскими. Как итог углубилась символическая многозначность стихотворения,
собрался ёмкий художественный смысл.
Не случайна популярность «Ночного зефира» у композиторов. Известны около сорока музыкальных обра-
щений к тексту стихотворения. В статье рассматриваются романсы М. Глинки, А. Даргомыжского и Н. Метнера,
где обнаруживается особая чуткость к глубинной философской символике Пушкина. Три русских композитора
в своих сочинениях вступают в художественно-смысловой диалог с поэтом, откликаясь на его музыкально-
языковые, а через них – возвышенно-смысловые символизации. Анализ поэтического и музыкального текстов,
данный в статье, нацелен на теоретическое и музыкально-исполнительское осмысление сложной задачи, кото-
рую взяли на себя великие русские композиторы: не утратить поэтической глубины, раскрыть дополнительные
грани смысла при создании романса как новой художественной реальности.
Ключевые слова. «Ночной зефир» А. С. Пушкина, романсы, поэтический текст, музыкальный текст, музы-
кальное содержание, М. Глинка, А. Даргомыжский, Н. Метнер.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Ginzburg L. Ya. O lirike [Concerning Lyricism]. Moscow: Intrada, 1997. 408 p.
3. Zoltai D. Etos i affekt. Istoriya filosofskoy muzykal'noy estetiki ot zarozhdeniya do Gegelya [Ethos and Affect. A History of Philosophical Aesthetics of Music from their Origin to Hegel]. Moscow: Progress, 1977. 371 p.
4. Karulina Z. V. Fonetika i khudozhestvennyy obraz v vokal'nom iskusstve [Phonetics and the Artistic Image in the Art of Vocalism]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2014, No. 3, pp. 174–179.
5. Martynov V. I. Istoriya bogosluzhebnogo peniya: ucheb. posobie [The History of Liturgical Singing: Tutorial]. Moscow: Editing and Publishing Department of the Federal Archives; Russkie ogni, 1994. 240 p.
6. Nikolay Kuzansky. Ob iskanii Boga [About the Search for God]. Soch.: v 2 t. [Nicholas of Cusa. Works in 2 Volumes]. Volume 1. Moscow, 1979, pp. 288–303.
7. Skurko E. R. Muzyka N. K. Metnera v otsenkakh sovremennikov (po materialam periodicheskoy pechati 1900–1920-kh godov) [The Music of Nikolai Medtner in the Evaluations of his Contemporaries (Based on the Materials of Periodical Press from the 1900s to the 1920s)]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2015, No. 3, pp. 141–146.
8. Shlifshteyn N. C. Perechityvaya Pushkina [Upon Rereading Pushkin]. Muzykal'naya akademiya [Musical Academy]. 2015, No. 3, pp. 41–42.