О театральности Увертюры на тему испанского марша М.А. Балакирева (по материалам архива и библиотеки композитора)
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Увертюра на тему испанского марша М.А. Балакирева, свидетельствовавшая о наступившей зрелости молодого музыканта, не однажды подвергалась анализу. В настоящей статье она рассматривается в опоре на материалы архива и библиотеки композитора, часть которых приводится впервые. При этом сравниваются первая, остающаяся неизданной, и вторая редакции Увертюры. Их анализ базируется на следующих основных источниках: авторизованной копии партитуры первой редакции Увертюры (1857) и обнаруженном автором статьи экземпляре издания во второй редакции («В. Бессель и К», 1887) из библиотеки композитора с его пометами. Вводится в научный обиход неизвестный эскиз коды Увертюры. Исследование этих материалов позволило рассмотреть точнее, чем это было сделано ранее, характер изменений Увертюры от первой редакции ко второй.
Статья состоит из двух разделов. В первом, публикуемом в данном номере, затрагивается история создания Увертюры. Прослеживается процесс формирования её новаторского замысла в опоре на материалы библиотеки композитора и его переписку. Это помогло расширить круг источников, повлиявших на концепцию и стилистику сочинения. Как показано в работе, «наставниками» Балакирева выступили не только Глинка, но и Мендельсон, и, в особенности, Бетховен, воздействие которого рассматривается в связи с конфликтным характером содержания. Последним определяется роль театральности на уровне средств музыкальной выразительности (тематизма, инструментовки, драматургии, формы), изучение которых сосредоточено во втором разделе статьи. Проведённый анализ показал: первое симфоническое произведение Балакирева не только выявило его художническую индивидуальность, но и наметило всему складывавшемуся «кучкистскому» содружеству ряд магистральных направлений в творчестве.
Ключевые слова: М.А. Балакирев, Л. ван Бетховен, М.И. Глинка, Ф. Мендельсон, Увертюра на тему испанского марша, театральность.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.