Может быть, сонате хочется сказки?

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Марина Г. Рыцарева

Аннотация

В статье рассматривается сходство формы хрестоматийной сонаты со структурой волшебной сказки, выявленной и сформулированной Владимиром Проппом в его классическом исследовании «Морфология сказки». Общие параллели между ними – это образы и их функции. Если в сказках субъектами являются драматические персонажи, а функциями становятся их поступки и ситуации, то в сонате аналогом персонажей выступают музыкальные темы, а функций – тональное развитие (возможны мотивное и другие виды преобразований).
В статье также утверждается, что формирование классицистской сонатной формы в середине XVIII века было подготовлено десятилетиями расцвета сказки как жанра парижской салонной литературы. Начиная с Шарля Перро в 1690-х годах, который сам писал или аранжировал народные сказки в рамках своей полемики между «древними» (во главе с Николя
Буало-Депрео) и «современными» (представленными Перро), жанр получил массовое развитие в первой половине XVIII века. Его популярность оказала глубокое влияние на общественное сознание. Учитывая, что и сказки, и сонаты существовали в одних салонах с одной и той же публикой, восприятие сонатной формы как обыгрывания знакомых коллизий в музыкальных произведениях могло быть вполне подготовленным.


Ключевые слова: сонатная форма, структура сказки, парижские салоны XVIII века, Владимир Пропп, Питер Жилет, музыкальная тема как литературный персонаж, тональные модуляции как функции.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Рыцарева M. G. (2022). Может быть, сонате хочется сказки?. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 49(4), 107–116. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1414
Раздел
Международный отдел
Биография автора

Марина Г. Рыцарева, Университет Бар-Илан, Рамат-Ган, Израиль

Доктор искусствоведения, почетный профессор музыкального факультета Университета Бар-Илан