О взаимодействии техник работы с первоисточником: к методологии анализа музыки раннего Возрождения

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Людмила И. Сундукова
Николай И. Тарасевич

Аннотация

В статье рассматривается один из ключевых аспектов композиционного процесса эпохи Возрождения – работа с заимствованным первоисточником (cantus prius factus). Несмотря на то, что претворение cantus prius factus хорошо изучено, некоторые стороны этого явления требуют дальнейшего осмысления и систематизации. Речь идёт о процессе взаимодействия техник работы с первоисточником, что является характерной особенностью музыки эпохи Ренессанса. Приведённые примеры наглядно демонстрируют сосуществование техник cantus firmus и cantus floridus, cantus firmus и парафразы, cantus firmus и пародии, пародии
и парафразы в различных формах проявления. В качестве аналитического материала избраны сочинения ведущих представителей эпохи преимущественно второй половины XV века: Й. Окегема, Г. Дюфаи, П. де Ла Рю, А. Агриколы. Внимание уделено также обзору зарубежной
и отечественной литературы, в которой тем или иным образом поднимаются вопросы сочетания композиционных техник. В целом выделяются два уровня взаимодействия: монохронный (симультанный) и диахронный (консекутивный). Предложенная типология позволяет глубже осмыслить работу с заимствованным материалом и уточнить терминологический аппарат.


Ключевые слова: Возрождение, первоисточник, взаимодействие техник, парафраза, пародия, cantus prius factus, cantus firmus, cantus floridus.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Сундукова, Л. И., & Тарасевич, Н. И. (2022). О взаимодействии техник работы с первоисточником: к методологии анализа музыки раннего Возрождения. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 49(4), 54–64. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1409
Раздел
Из истории зарубежной музыки
Биографии авторов

Людмила И. Сундукова, Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, г. Москва, Россия

Кандидат искусствоведения, преподаватель кафед­ры теории музыки

Николай И. Тарасевич, Московская государственная консерватория им. П.И. Чайковского, г. Москва, Россия

Доктор искусствоведения, доцент, проректор по учебной и методической работе, профессор кафедры теории музыки