Игорь Левит. Творческий облик пианиста

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Ольга П. Сайгушкина

Аннотация

В статье предпринята попытка обрисовать творческий облик и раскрыть существенные особенности исполнительского искусства немецкого пианиста, уроженца Горького (Нижний Новгород) Игоря Левита (род. 1987). Продолжатель традиций русской исполнительской школы, Левит занимался под руководством матери, получившей музыкальное образование в классе Берты Маранц, ученицы Г. Нейгауза. Впоследствии юноша обучался у видных европейских педагогов-музыкантов. Особо подчеркивается разносторонность интересов артиста, его стремление к освоению больших пластов фортепианного репертуара, интенсивность творческой жизни. За последнее десятилетие пианист записал для лейбла Sony Classical несколько альбомов, включающих в себя выдающиеся произведения мировой фортепианной классики и редко звучащие сочинения: Гольдберг-вариации Баха, Вариации на тему Диабелли Бетховена, Партиты Баха, все бетховенские сонаты, 24 прелюдии и фуги Шостаковича, “36 Variations on The People United Will Never Be Defeated!ˮ  Ф. Ржевского, Passacaglia On DSCH Р. Стивенсона и многое другое.


Его интерпретации раскрывают с новых позиций содержательные и стилевые особенности известных произведений и закладывают новые традиции исполнения редко звучащей музыки. Обширность и стилистическое многообразие репертуара особенно ярко были продемонстрированы пианистом в «домашних» концертах в период карантина. Выявлены отличительные особенности исполнительского искусства Левита: естественность, отточенное и одухотворённое мастерство, непрерывность и текучесть музыкального времени. Пианистические жесты артиста – лёгкие, воздушные, пластичные, наполненные экспрессией – точно отражают внутренние образные смыслы произведений. На концертной эстраде пианист налаживает непрерывное живое общение со слушателем, а также с оркестрантами во время исполнения концертов без дирижёра, транслируя свое чувствование музыки посредством звучания, телодвижений, мимики. В его манере сценического поведения все без исключения пианистические действия и звуковые результаты обусловлены интенсивным проживанием музыки.


Ключевые слова: исполнительское искусство, экспрессия, содержательность, пианис­тический жест, обновление традиций.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Сайгушкина, О. П. (2022). Игорь Левит. Творческий облик пианиста. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 48(3), 127–136. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1385
Раздел
Музыкальное исполнительство: история и современность
Биография автора

Ольга П. Сайгушкина, Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова, г. Санкт-Петербург

Кандидат искусствоведения, профессор кафедры общего курса и методики преподавания фортепиано