«Эдип» на распутье. О театральной композиции Р.М. Глиэра (1921), её жанровом статусе и месте в наследии композитора

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Александр В. Наумов

Аннотация

В статье впервые рассматривается наиболее ранняя из сохранившихся композиций Р.М. Глиэра в жанре музыки к спектаклям драматического театра. Новизна исследования определяется опорой на архивные материалы – нотные рукописи композитора и документы постановочного процесса, – а также редкие мемуарные свидетельства. Партитура и клавир композиции, машинописный экземпляр пьесы с пометками музыканта представляют несомненную историческую и научную ценность. Несмотря на то, что спектакль не был выпущен, а нотные материалы опубликованы, произведение встраивается в протяжённый исторический ряд интерпретаций сюжета об Эдипе, и шире – в панораму «русской античности» рубежа XIX–XX веков как часть тенденции «новой античности» в искусстве того времени. Исследовательские задачи статьи во многом связаны с оценкой места партитуры в мировом музыкально-культурном процессе начала 1920-х годов, а также в творчестве Глиэра на переломе от раннего, дореволюционного этапа к позднему, советскому периоду. Главная цель, на которую направлен анализ изыскания, – выявление в композиции прикладного жанра черт независимого опуса концертной направленности: самостоятельной драматургии и приёмов цикличности на уровнях звуковысотности, ритма и тембра. Итоговый вывод работы – особое положение «Эдипа» в ряду сочинений Глиэра, промежуточное между его филармоническими и театральными сферами. Отталкиваясь от кантатно-ораториальных прообразов, композитор предвосхитил возникновение во второй половине столетия модели «хорового театра». Примечательно, что партитура осталась единственной в своём роде. Прочие театральные проекты, несмотря на общность в звуковой стилистике, имели иную структуру, непосредственно производную от сценического действия.


Ключевые слова: Глиэр, «Эдип», Софокл, театральная музыка, хоровые жанры.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Наумов, А. В. (2022). «Эдип» на распутье. О театральной композиции Р.М. Глиэра (1921), её жанровом статусе и месте в наследии композитора. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 48(3), 68–78. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1380
Раздел
Музыкальный театр
Биография автора

Александр В. Наумов, Государственный институт искусствознания, г. Москва

Кандидат искусствоведения, доцент, старший научный сотрудник Сектора истории музыки