Творческое обучение пианистов и комплекс вундеркинда К. Мартинсена

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Виктор П. Сраджев
Сергей И. Курганский
Ольга А. Соколова

Аннотация

В статье предпринимается попытка определить базовые положения методики обучения пианистов. Творчество в этом процессе декларируется как ключевое условие успешного воспитания музыканта. Тем не менее в реальном обучении детей в музыкальных школах творческий элемент часто оказывается ущемлённым. Причин этого явления много. Но основными можно назвать теоретическую противоречивость и неточность подхода к обучению пианистов, сложившуюся на протяжении десятилетий практику фортепианного обучения и завышенные для обычных музыкальных школ цели обучения, определенные Федеральными государственными требованиями. В данной статье рассматривается теоретическая неточность важнейшей методической установки, получившей в теории и методике исполнительства широкое распространение.


Среди теоретических постулатов существующей практики обучения присутствует концепция К. Мартинсена, названная им «Комплекс вундеркинда». Созданная в середине ХХ века, она легла в основу постулатов «психотехнической школы» и оказала огромное влияние на теоретические представления о содержании обучения пианистов. Вместе с тем, теоретиком была допущена неточность, смысл которой заключался в целевой направленности его методики. К. Мартинсен не разделил обучение музыкантов на композиторское и исполнительское. В большей степени его концепция «комплекса вундеркинда» справедлива для воспитания композиторов, а не исполнителей.


В статье высказывается необходимость «легализировать» в теории фортепианной педагогики порицаемый немецким теоретиком «путь обучения среднего исполнителя». При этом активное развитие слуховой сферы, к чему призывал немецкий теоретик, не теряет своего значения и для воспитания пианистов. Однако справедливым это будет для формирования особых, связанных с исполнительством, свойств музыкально-слуховых представлений, не нашедших адекватного отражения в концепции К.А. Мартинсена.


Ключевые слова: музыкальное творчество, творческое обучение пианистов, комплекс вундеркинда, К.А. Мартинсен.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Сраджев, В. П., Курганский, С. И., & Соколова, О. А. (2021). Творческое обучение пианистов и комплекс вундеркинда К. Мартинсена. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 44(3), 104–115. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1291
Раздел
Музыкальная педагогика и методика
Биографии авторов

Виктор П. Сраджев, Белгородский государственный институт искусств и культуры г. Белгород, Россия

Доктор искусствоведения, профессор

Victor P. Sradzev, Dr. Sci. (Arts), Professor at the Music Education Department of the Belgorod State Institute of Arts and Culture

Сергей И. Курганский, Белгородский государственный институт искусств и культуры г. Белгород, Россия

Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики профессионального образования

Sergey I. Kurgansky, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogy and Methods of Vocational Education, Belgorod State Institute of Arts and Culture

Ольга А. Соколова, Белгородский государственный институт искусств и культуры, г. Белгород, Россия

Кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики профессионального образования

Olga A. Sokolova, Candidate of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Pedagogy and Methods of Vocational Education, Belgorod State Institute of Arts and Culture