Неизвестные ранние литературные тексты С. Слонимского
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье впервые анализируются дневниковые записи Сергея Михайловича Слонимского, относящиеся к 1950-м – началу 1960-х годов1. Они охватывают период обучения в Ленинградской консерватории (включая аспирантуру) на трёх факультетах – композиторском, фортепианном, теоретическом. Материалом для данной публикации послужила тетрадь № 2, продолжающая юношеские впечатления композитора. Начало 1-ой тетради дневника датировано 22-м июня 1941 года и охватывает годы эвакуации (1941–1944), обучение в Московской Центральной музыкальной школе – ЦМШ (1942–1943) и завершается 1949 годом.
Особенностью тетради № 2, посвященной 1950-м годам, является почти полное отсутствие традиционных для дневников дат и весьма краткое описание текущих событий. Главное для её автора – работа над собой путём постоянного самоанализа с целью обретения стойкого характера, а также установления творческих контактов с исполнителями, музыковедами, композиторами. Данная тетрадь дневников С. Слонимского – это собрание мгновений, оживающих в размышлениях о себе, а также приметных личностях.
Молодой музыкант рассуждает о своём одиночестве, ощущает себя не массовой личностью и связывает эту важнейшую характерологическую черту с излюбленным приёмом – началом большинства произведений с монодического запева. В ряду ранних самооткрытий – особый интерес к инструментальной музыке, камерной и симфонической. Именно они станут для
композитора ведущими.
В ранних рисунках обнаруживается интерес Слонимского к многообразию тембровых возможностей инструментов симфонического оркестра (игра на струнах фортепиано, звуковедение смычком на струнах арфы, «танцующие» нотки-персонажи струнных, в будущем – 1/3 и 1/4 тона). Фольклорные экспедиции расширяют представление об инструментальных возможностях вокала. Характерным для композитора с детства станет «пение» стихотворений.
Ключевые слова: Сергей Слонимский, родители, эвакуация, ЦМШ, дневники, Ленинградская консерватория, три специальности, аспирантура, самоанализ, работа над собой, педагогика.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.