Неизвестные ранние литературные тексты С. Слонимского

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Елена Б. Долинская

Аннотация

В статье впервые анализируются дневниковые записи Сергея Михайловича Слонимского, относящиеся к 1950-м – началу 1960-х годов1. Они охватывают период обучения в Ленинградской консерватории (включая аспирантуру) на трёх факультетах – композиторском, фортепианном, теоретическом. Материалом для данной публикации послужила тетрадь № 2, продолжающая юношеские впечатления композитора. Начало 1-ой тетради дневника датировано 22-м июня 1941 года и охватывает годы эвакуации (1941–1944), обучение в Московской Центральной музыкальной школе – ЦМШ (1942–1943) и завершается 1949 годом.


Особенностью тетради № 2, посвященной 1950-м годам, является почти полное отсутствие традиционных для дневников дат и весьма краткое описание текущих событий. Главное для её автора – работа над собой путём постоянного самоанализа с целью обретения стойкого характера, а также установления творческих контактов с исполнителями, музыковедами, композиторами. Данная тетрадь дневников С. Слонимского – это собрание мгновений, оживающих в размышлениях о себе, а также приметных личностях.


Молодой музыкант рассуждает о своём одиночестве, ощущает себя не массовой личностью и связывает эту важнейшую характерологическую черту с излюбленным приёмом – началом большинства произведений с монодического запева. В ряду ранних самооткрытий – особый интерес к инструментальной музыке, камерной и симфонической. Именно они станут для
композитора ведущими.


В ранних рисунках обнаруживается интерес Слонимского к многообразию тембровых возможностей инструментов симфонического оркестра (игра на струнах фортепиано, звуковедение смычком на струнах арфы, «танцующие» нотки-персонажи струнных, в будущем – 1/3 и 1/4 тона). Фольклорные экспедиции расширяют представление об инструментальных возможностях вокала. Характерным для композитора с детства станет «пение» стихотворений.


Ключевые слова: Сергей Слонимский, родители, эвакуация, ЦМШ, дневники, Ленинградская консерватория, три специальности, аспирантура, самоанализ, работа над собой, педагогика.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Долинская , Е. Б. (2021). Неизвестные ранние литературные тексты С. Слонимского. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 44(3), 7–18. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1282
Раздел
Музыка ХХ века
Биография автора

Елена Б. Долинская , Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского г. Москва, Россия

Доктор искусствоведения, заслуженный деятель искусств РФ, лауреат Премии Правительства Российской Федерации в области культуры и Премии Москвы в области литературы и искусства. Член Союза композиторов с 1976 г., музыковед, профессор

Elena B. Dolinskaya, Dr.Sci.(Arts), Honored Artist of the Russian Federation, the Russian Federation Government Prize in the field of Culture and the Moscow Prize in the Literature and Art field laureate, Union of Composers member since 1976, musicologist, Professor, Moscow State P.I. Tchaikovsky Conservatory