Концертность и симфонизм в Скерцо из Девятой симфонии Густава Малера

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Вадим А. Ракочи

Аннотация

Статья посвящена анализу концертности в Скерцо из Девятой симфонии Густава Малера и взаимодействию концертности и симфонизма в рамках малеровской концепции оркестра – опоре на солирование и камерные объединения инструментов («ансамбли-в-оркестре»). Оркестровка (наряду с гармоническим и темповым дифференцированием) стала в Скерцо важнейшим средством оппозиции лендлера и вальса. Для первого характерны солисты- персонажи и ансамбли-в-оркестре. Постоянные смены их составов воплощают сценичность действия, помогают преодолевать статику повторов в мелодии. Вальс, трактуемый как экстатическое эмоциональное состояние, презентует некое обобщённое видение мира. Отсюда – опора на групповое звучание струнных инструментов и tutti. Но ансамбли- в-оркестре, появляясь в чётко детерминированных местах, продолжают выполнять важные функции: в начале первого эпизода вальса они по-концертному эффектно подчёркивают фактурный и тембровый контраст, а в конце вальсовых эпизодов наделены драматургической функцией – прерывают безумие вальса.


Неожиданным становится разрешение конфликта. Кажется, что лендлер одерживает верх: обрывки знакомых интонаций презентуют многочисленные солисты. Но на самом деле, на смену богато оркестрованному танцу, сбалансированным ансамблям и горделивой мелодии пришла лишь пустота. Симфонически глубоко переосмыслив лендлер и вальс в процессе развития, и опираясь на концертность как совершенный метод экспонирования борьбы (от латинского, а не итальянского глагола concertare), Малер достигает предельной степени противопоставления, приведшей к самоуничтожению обоих начал.


Ключевые слова: Густав Малер, оркестровка, Девятая симфония Малера, концертность, симфонизм, Скерцо.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Вадим А. Ракочи. (2020). Концертность и симфонизм в Скерцо из Девятой симфонии Густава Малера. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 39(2), 75–83. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1179
Раздел
Музыкальный жанр и стиль
Биография автора

Вадим А. Ракочи, Киевская муниципальная академия музыки имени Р. М. Глиэра г. Киев, Украина

Кандидат искусствоведения, преподаватель отдела Теории музыки

Vadim Rakochi, Ph.D. (Arts), Lecturer at the Music Theory Department, R. Glier Kyiv Municipal Academy of Music