Постановки оперы Камиля Сен-Санса «Генрих VIII» на русской сцене конца XIX – начала XX века: диалог культур Россия – Франция

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Зоя Н. Князь

Аннотация

В данной статье на основе архивных материалов, музыкальной периодики и воспоминаний композитора рассматривается история постановки оперы Камиля Сен-Санса «Генрих VIII» в Большом театре (1897) и Опере И. С. Зимина (1911). На основе архивных материалов восстановлены детали постановки и восприятие оперы русской публикой. Конец XIX – начало XX века – эпоха тесного взаимопроникновения русского и французского оперных театров. С одной стороны, французская опера эпохи fin de siècle представляла собой объект пристального внимания русской публики, композиторов и музыкантов. С другой стороны, французские композиторы  были  заинтересованы  в  постановках  в  России  и  выступали с концертами в Москве и Петербурге с целью популяризации своих произведений. К числу композиторов-космополитов, несомненно, можно отнести Шарля Камиля Сен-Санса, посетившего в течение своего творческого пути более 20 стран. Знакомство московской публики с Сен-Сансом как оперным композитором состоялось в 1897 году вместе с премьерой оперы «Генрих VIII» на сцене Большого театра. История английского короля Генриха VIII заинтересовала ведущие оперные театры как в России, так и во Франции, и постановка живо освещалась в музыкальной периодике. Критические статьи и воспоминания композитора и его современников предоставляют уникальную возможность сравнить восприятие русским и французским зрителем истории английского короля Генриха VIII.


Ключевые слова: Камиль Сен-Санс, французская историческая опера, музыкальная критика, «Генрих VIII».

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Князь, З. Н. (2020). Постановки оперы Камиля Сен-Санса «Генрих VIII» на русской сцене конца XIX – начала XX века: диалог культур Россия – Франция. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 39(2), 156–165. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1172
Раздел
Музыкальный театр
Биография автора

Зоя Н. Князь, Российская академия музыки имени Гнесиных, г. Москва, Россия

Соискатель кафедры аналитического музыкознания

Zoya N. Knyaz, Post-graduate Student at the Department of Analytical Musicology, Russian Gnesins’ Academy of Music