Об актуальности творческих исканий Е. В. Гиппиуса для музыкальной науки ХХI века
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Научные поиски крупнейшего отечественного этномузыкове-
да ХХ века Евгения Владимировича Гиппиуса уникальны как
по масштабу охвата проблем, так и по способу их воплоще-
ния. Широкому кругу читателей известны его фундаменталь-
ные сборники традиционных песен, по уровню нотаций во
многом опередившие свое время и ставшие классическими
в российской науке. В этом же ряду его теоретические тру-
ды. Исследование сборников народных песен М. А. Балаки-
рева открыло текстологическое направление в музыкальной
фольклористике,
исследование русской частушки явилось
одним из источников становления органофонии.
Среди методологических разработок и открытий – по-
ложение об аналитической нотации и внедрение её в прак-
тику отечественного этномузыкознания, концепция рит-
ма, проблематика ареального исследования этнической
музыки или программно-изобразительного комплекса обряда.
Е. В. Гиппиус был в числе зачинателей российских исследо-
ваний в области сравнительного музыкознания.
Существенный вклад в изучение истории этномузы-
кознания вносят статьи и очерки Гиппиуса о выдающихся
деятелях отечественной и мировой науки Э. Хорнбостеле,
К. Штумпфе, В. Беляеве. Гигантский труд был вложен учё-
ным в научное редактирование нотаций традиционных песен
(карел, удмуртов, адыгов, белорусов, тувинцев, балкарцев,
карачаевцев и др.).
Особо следует подчеркнуть значимость вклада
Е. В. Гиппиуса в область изучения этнической инструмен-
тальной музыкальной культуры. Интерес к инструмента-
лизму, своеобразие подхода к его изучению обусловлены
творческим обликом учёного, особенностями его личности,
воспитания, образования, общей культуры и ментальности.
Ключевые слова: Евгений Гиппиус, аналитическая нота-
ция, ареальное исследование, концепция ритма, музыкальная
фольклористика, органофония, фольклорные сборники, срав-
нительное музыкознание, этномузыкознание
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
E. V. Gippiusa [Texts and Articles. Commemorating the
Centennial Anniversary of the Birth of Evgeny Gippius]. Edited
by E. A. Dorokhova, O. A. Pashina. Moscow: Kompizitor Press,
2003. 215 p.
2. Macijevski I. V. V prostranstve muzyki [In the Space of
Music]. In 2 Volumes. St. Petersburg: Russian Institute of Art
History, 2011. V. 1. 350 p.; 2013. V. 2. 295 p.
3. Macijevski I. V. Khudozhestvennyy tekst v etnicheskoy
muzyke: 21 vek i voprosy translyatsii [The Artistic Text in
Ethnic Music: the Twenty-First Century and Questions of
Transmission]. Pamyati L’va L’vovicha Khristiansena. Istoriya,
teoriya i praktika fol’klora: po materialam IV Vserossiyskikh
nauchnykh chteniy [In Memoriam Lev Christiansen. The History,
Theory and Practice of Folk Music: Following the Materials
of the Fourth Russian Scholarly Conference]. Saratov, 2013,
pp. 52–56.
4. Narodnye muzykal’nye instrumenty i instrumental’naya
muzyka: sb. st. i materialov [Folk Musical Instruments and
Instrumental Music: Compilation of Articles and Materials]. In
2 Sections. Edited and compiled by I. V. Macijevski. Moscow:
Sovetsky Kompozitor Press, 1987. Part 1. 264 p.
5. Utegalieva S. I. Predstavlenie o zvuke i svete v traditsionnoy
muzykal’noy kul’ture kazakhov [Perceptions of Sound
and Light in the Traditional Musical Culture of the Kazakhs].
Pax Sonoris. Issue 6. Astrakhan’, 2012, pp. 27–31.