Архаические сюжетные мотивы в «Волшебной флейте» В. А. Моцарта

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Ольга М. Плотникова

Аннотация

Одним из трендов современного отечественного музыкознания является изучение архаических феноменов, транслируемых в процессе исторического развития и сохраняющих своё значение в современной музыкальной культуре. Статья посвящена исследованию архаического фундамента художественного текста «Волшебной флейты» Моцарта. Опираясь на методологические подходы, сложившиеся в изучении архаических культур в литературоведении и искусствоведении, рассмотрены антропонимы ключевых персонажей авторской музыкальной сказки и обусловленные ими сюжетные мотивы. Проанализирована семантика основополагающего мотива брака, в свою очередь, состоящего из ряда других мотивов: испытания, еды, смерти, рождения детей и речи, дружбы, борьбы, наказания за ложь, змееборства, превращения старухи в девушку, киднеппинга и спасения души (невесты). Архаический ракурс репрезентировал реликты архаической культуры: мифологемы Ночи, Пути, Мирового дерева; архетипы персоны, матери, анимы, странника, двойника. высокохудожественной модели мифопоэтического устройства Вселенной воплощена идея поиска гармоничного взаимодействия человека и природы, нравственных принципов жизни в социуме, инструментов формирования индивидуальной культуры. Театрализованная художественная концепция оперы отразила «критические точки космогенеза» (Пьер Тейяр де Шарден) и воссоздала ритуал инициации, и в восточных мистериях, и в западных практиках метафорически воплощающий космогонию духа. В «Волшебной флейте» Моцарт воплотил авторский миф о Душе, устремлённой к Богу и посвящающей себя служению искусству.


Ключевые слова: Моцарт, «Волшебная флейта», архаическая модель мира, архаическая модель культуры, архетипы и мифологемы, космогония мира, космогония души, карнавальная модель культуры, авторский миф, ономастический код культуры.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Плотникова, О. М. (2020). Архаические сюжетные мотивы в «Волшебной флейте» В. А. Моцарта. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 38(1), 60–69. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1148
Раздел
Музыкальный театр
Биография автора

Ольга М. Плотникова, Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М. И. Глинки г. Магнитогорск, Россия

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры истории и теории музыки

Olga M. Plotnikova, Ph.D. (Arts), Associate Professor at the Music History and Music Theory Department, Magnitogorsk State M. I. Glinka Conservatory (Academy)