Императорское Русское музыкальное общество в городах Сибири конца XIX – начала XX столетия: проблемы и достижения

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Lada L. Pylneva

Аннотация

В статье рассматривается работа Императорского Русского музыкального общества (ИРМО) в городах
Сибири. Освещаются два основных направления деятельности – исполнительство и образование. Успехи
концертной работы связаны с Томском, Тобольском, Омском и Иркутском, где выступали профессиональные
музыканты, предпринимались усилия по созданию оркестровых и хоровых коллективов, организовывались
гастроли европейских исполнителей. В программы включались произведения зарубежных и отечественных
классиков, современные сочинения, в том числе и малоизвестные опусы. Силами членов организации
проводились тематические концерты, посвящённые творчеству русских композиторов (Михаила Глинки,
Антона Рубинштейна, Петра Чайковского). Жанровый охват сочинений был весьма широк: от песен и романсов –
до квартетов и симфоний. В концертах нередко принимали участие выдающиеся исполнители. Выпускники
Музыкальных классов ИРМО имели возможность продолжать образование в консерваториях, некоторые
становились профессиональными артистами. Работа Общества широко освещалась в сибирской прессе, в том
числе в изданиях «Сибирская жизнь», «Томский листок», «Восточное обозрение», «Сибирский вестник».

Ключевые слова: Русское музыкальное общество (РМО); музыкальная культура Сибири, музыкальные
классы, сибирская пресса, музыкальное исполнительство.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Pylneva, L. L. (2018). Императорское Русское музыкальное общество в городах Сибири конца XIX – начала XX столетия: проблемы и достижения. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 180–186. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.4.180-186
Раздел
К 160-летию Русского музыкального общества
Биография автора

Lada L. Pylneva, Новосибирская государственная консерватория им. М. И. Глинки

Пыльнева Лада Леонидовна, доктор искусствоведения, доцент кафедры теории музыки

Библиографические ссылки

1. Vavilov S. P., Tkalenko Ya. V. Muzykal'no-prosvetitel'skaya deyatel'nost' professora N. A. Aleksandrova (1858–1936) v Tomske [The Musical and Educational Activities of Professor N. A. Alexandrov (1858–1936) in Tomsk]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State University]. 2016. No. 3 (23), pp. 24–32.
2. Vavilov S. P., Tkalenko Ya. V. Opernye postanovki tomichey v 1900–1920-kh gg. [Opera Productions of the Residents of Tomsk from 1900 to the 1920s]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University]. 2018. No. 29, pp. 172–179.
3. Zima T. Yu. Tomskoe otdelenie Imperatorskogo Russkogo muzykal'nogo obshchestva kak sotsiokul'turnyy fenomen Sibiri kontsza XIX – nachala XX veka [The Tomsk Section of the Imperial Russian Musical Society as a Sociocultural Phenomenon of Siberia at the End of 19th Century and the Beginning of the 20th Century]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Istoriya [Bulletin of Tomsk State University. History]. 2014. No. 2 (28), pp. 74–79.
4. Istoriya muzykal'noy kul'tury Sibiri. V 3 t. T. 2, ch. 2 [A History of Musical Culture of Siberia. In 3 Vol. Vol. 2, Part 2]. Novosibirsk, 1997. 510 p.
5. Krylova A. V. The Role of the Imperial Russian Musical Society in the Formation of the Musical Infrastructure of Rostov-on-Don. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2016. No. 1, pp. 83–89. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2016.1.083-089.
6. Radchenko S. E. Simfonicheskie sobraniya otdeleniy Imperatorskogo Russkogo muzykal'nogo obshchestva v gubernskikh gorodakh Central'nogo Chernozem'ya v kontse XIX – nachale XX veka [The Symphonic Assemblies of the Sections of the Imperial Russian Musical Society in the Provincial Cities of the Central Black Earth Region at the End of 19th Century and the Beginning of the 20th Century]. Manuskript [Manuscript]. 2017. No. 12, Part 3, pp. 152–156.
7. Pfohl J. Arnold Schoenberg, Max Reger and the Society for Private Musical Performances. Оsterreichische musikzeitschrift. 2012. Vol. 67, Issue 6, pp. 70–71.
8. Seddon L. The Other Side of London’s Musical Society: Adela Maddison, Ethel Smyth and Morfydd Owen. British Women Composers and Instrumental Chamber Music in the Early Twentieth Century. Ashgate Publishing, Ltd., England, 2013. 229 p.