Московская консерватория: от Русского музыкального общества к Народному комиссариату просвещения
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
История Московской консерватории активно изучается, однако многие темы и сюжеты её прошлого остаются
до настоящего времени недостаточно исследованными. Среди них – жизнедеятельность консерватории в первые
послереволюционные годы, в частности, процедура её национализации, перехода из подчинения Русскому
музыкальному обществу (РМО) в вéдение Народного комиссариата просвещения (Наркомпроса). Восполнить
указанный пробел позволяет обращение к архивным источникам, которые свидетельствуют, что в середине 1918
года Наркомпрос подготовил проект специального декрета об отделении столичных консерваторий от РМО и о
передаче их Наркомпросу. Данный проект был рассмотрен и с небольшими изменениями утверждён на заседании
Совета народных комиссаров РСФСР 12 июля 1918 года. «Декрет о Московской и Петроградской консерваториях»
провозглашал эти образовательные учреждения государственными, равными по своему статусу высшим учебным
заведениям. После выхода декрета специально созданная комиссия из представителей РМО, Наркомпроса, его
Музыкального отдела и Московской консерватории осуществила приём-передачу консерватории из одного
ведомства в другое. От РМО Наркомпросу и от него консерватории были преданы финансовые средства, здание
с концертными залами, находившимися в нём музыкальными инструментами, библиотекой, музеем, различным
имуществом и инвентарём. С 1918/1919 учебного года в консерватории постепенно стали осуществляться
преобразования в русле установок культурной и образовательной политики Советской власти.
Ключевые слова: Русское музыкальное общество, Народный комиссариат просвещения, Московская
консерватория.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Dekrety Sovetskoy vlasti. T. I. 25 oktyabrya 1917 g. – 16 marta 1918 g. [The Decrees of the Soviet Government. Vol. I. October 25, 1917 – March 16, 1918]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoy literatury, 1957. 626 p.
3. Dekrety Sovetskoy vlasti. T. II. 17 marta – 10 iyulya 1918 g. [The Decrees of the Soviet Government. Vol. II. March 17 – July 10, 1918]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoy literatury, 1959. 699 p.
4. Dekrety Sovetskoy vlasti. T. III. 11 iyulya – 9 noyabrya 1918 g. [The Decrees of the Soviet Government. Vol. III. July 11 – November 9, 1918]. Moscow: Gosudarstvennoe izdatel'stvo politicheskoy literatury, 1964. 676 p.
5. Iz istorii sovetskogo muzykal'nogo obrazovaniya: sb. materialov i dokumentov. 1917–1927 [From the History of Soviet Musical Education: Collection of Materials and Documents. 1917–1927]. Ed. by P. A. Vul'fius. Leningrad: Muzyka, 1969. 306 p.
6. Moskovskaya gosudarstvennaya konservatoriya. 1866–2016: entsiklopediya: v 2 t. [The Moscow State Conservatory. 1866–2016: Encyclopedia: In 2 Volumes]. Moscow: Progress-Traditsiya, 2016. Vol. 1. 672 p.; Vol. 2. 816 p.
7. Moskovskaya konservatoriya v ee istoricheskom razvitii (k 150-letiyu so dnya osnovaniya): materialy Vseros. nauch. konf. pyatoy sessii nauchnogo soveta po problemam istorii muzykal'nogo obrazovaniya [The Moscow Conservatory’s Historical Development (Towards the 150th Anniversary of its Foundation): Materials of the All- Russian Scholarly Conference of the 5th Session of the Scholarly Council on the Issues of the History of Musical Education]. Ed. by V. I. Adishchev, K. V. Zenkin. Moscow: Moskovskaya konservatoriya, 2016. 192 p.
8. Moskovskaya konservatoriya v proshlom, nastoyashchem i budushchem: sb. statey po materialam Mezhdun. nauch. konf. k 150-letiyu Moskovskoy konservatorii [The Moscow Conservatory in the Past, Present and Future: Collection of Articles on the Materials of the International Scholarly Conference for the 150th Anniversary of the Moscow Conservatory]. Ed. by K. V. Zenkin, N. O. Vlasova, G. A. Moiseev. Moscow: Moskovskaya konservatoriya, 2018. 720 p.
9. Sbornik dekretov, postanovleniy i rasporyazheniy po Muzykal'nomu otdelu Narodnogo komissariata po prosveshcheniyu. Vyp. 1 (Izdanie Muzykal'nogo otdela NKP) [Collection of Decrees, Resolutions and Orders Considering the Music Department of the People’s Commissariat of Education. Issue I (Edition of the Music Department of ICP]. Petrograd, 1919. 74 p.
10. Sobranie uzakoneniy i rasporyazheniy rabochego i krest'yanskogo pravitel'stva [Collection of Laws and Orders of the Workers’ and Peasants’ Government]. No. 50. July 19, 1918. Department First. URL: http://istmat.info/ node/27646.
11. Shabshaevich E. M. Stranitsy dorevolutsionnoy istorii Moskovskoy konservatorii: imennyie stipendii professorov [Pages of the Pre-Revolutionary History of the Moscow Conservatory: Honorary Stipends of the Professors]. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 2, pp. 153–159. (In Russ.) DOI: 10.17674/1997-0854.2017.2.153-159.
12. Polotskaya Elena E. Concerning the History of Education of Music Theorists and Composers in the First Russian Conservatories. Problemy muzykal'noj nauki/Music Scholarship. 2017. No. 4, pp. 100–107. DOI: 10.17674/1997-0854.2017.4.100-107.