Русское музыкальное общество под августейшим покровительством

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Grigory A. Moiseev

Аннотация

Патронат Русского музыкального общества со стороны императорской фамилии Романовых – важный, но недостаточно изученный культурно-исторический феномен. В дореволюционной историографии картина августейшего покровительства преподносилась как идеализированная, отрицательные стороны замалчивались. В советский период по причине идеологических установок отношение к нему было негативно-предвзятым: как фактор поддержки и развития профессионального музыкального образования в России оно игнорировалось. В настоящее время с открытием ранее недоступных архивных первоисточников появилась возможность по- новому раскрыть роль августейших покровителей в становлении и развитии Русского музыкального общества, его концертной и музыкально-образовательной деятельности, персональной помощи отдельным исполнителям и композиторам, музыкальным коллективам. Основная задача настоящей статьи состоит в комплексной характеристике деятельности представителей великокняжеской семьи Константиновичей, которые на протяжении тридцати шести лет выполняли функции покровителей и занимали пост председателя в Русском музыкальном обществе. Автором проанализированы механизмы передачи властных полномочий от одного члена семьи к другому, рассмотрены разные управленческие стили. Использованы методы сравнительного источниковедения. Делается вывод о том, что, в зависимости от ситуации и состояния дел в Русском музыкальном обществе и консерваториях, покровительство приобретало неожиданные проявления.

Ключевые слова: Императорское Русское музыкальное общество (ИРМО), августейшее покровительство, Санкт-Петербургская консерватория, Московская консерватория, великий князь Константин Николаевич, великая княгиня Александра Иосифовна, великий князь Константин Константинович.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Moiseev, G. A. (2018). Русское музыкальное общество под августейшим покровительством. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, (4), 66–73. https://doi.org/10.17674/1997-0854.2018.4.066-073
Раздел
К 160-летию Русского музыкального общества
Биография автора

Grigory A. Moiseev, Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского

Моисеев Григорий Анатольевич, кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник

Библиографические ссылки

1. Dom Romanovykh. 400 let. T. 1: Notnye izdaniya iz sobraniya Rossiyskoy natsional'noy biblioteki: al'bom-katalog [House of the Romanovs. 400 Years. Vol. 1: Music Publications from the Collection of the Russian National Library: Album-Catalog]. Author and Curator of the project: I. F. Bezuglova. St. Petersburg: Presidential Library: Russian National Library, 2013. 560 p.
2. Zima T. Yu. Russkoe muzykal'noe obshchestvo kak sotsiokul'turnoe yavlenie v Rossii vtoroy poloviny XIX – nachala XX veka: avtoref. dis. … d-ra kul'turologii [The Russian Musical Society as a Sociocultural Phenomenon in Russia in the Second Half of the 19th Century: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Culturology]. Moscow, 2015. 39 p.
3. Konstantinovskie chteniya – 2009: k 150-letiyu so dnya osnovaniya Russkogo muzykal'nogo obshchestva: sbornik materialov nauchnoy konferentsii [The Konstantin Readings – 2009: Towards the 150th Anniversary of the Founding of the Russian Musical Society: Collection of Materials of the Scientific Conference]. Ed., comp. by I. F. Bezuglova. St. Petersburg: Russian National Library, 2010. 248 p.
4. Moiseev G. A. «Russkiy kvartet» v zerkale dokumentov Russkogo muzykal'nogo obshchestva i lichnogo dnevnika velikogo knyazya Konstantina Nikolaevicha (1870–1884) [The “Russian Quartet” in the Mirror of the Documents of the Russian Musical Society and Grand Duke Konstantin Nikolayevich’s Personal Diary (1870–1884)]. Muzykovedenie [Musicology]. 2018. No. 9, pp. 11–21.
5. Moskovskaya konservatoriya v proshlom, nastoyashchem i budushchem: sb. statey po materialam mezhdunar. nauch. konf. k 150-letiyu Moskovskoy konservatorii [The Moscow Conservatory in the Past, Present and Future: Collection of Articles on the Materials of the International Scholarly Conference for the 150th Anniversary of the Moscow Conservatory]. Ed., comp. by K. V. Zenkin, N. O. Vlasova, G. A. Moiseev. Moscow: Moskovskaya konservatoriya, 2018. 720 p.
6. Polotskaya E. E. P. I. Chaykovskiy i stanovlenie kompozitorskogo obrazovaniya v Rossii: dis. … d-ra iskusstvovedeniya [P. I. Tchaikovsky and the Formation of Compositional Education in Russia: Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 2009. 719 p.
7. Puzyrevskiy A. I. Imperatorskoe Russkoe muzykal'noe obshchestvo v pervye 50 let ego deyatel'nosti (1859– 1909) [The Imperial Russian Musical Society in the First 50 Years of Its Activity (1859–1909)]. St. Petersburg: V. Milstein’s Printing house, 1909. 48 p.
8. Rubinshtein A. G. Literaturnoe nasledie. T. 1: Stat'i. Knigi. Dokladnye zapiski. Rechi [Literary Heritage. Vol. 1: Articles. Books. Memorandum. Speeches]. Compilation, textual preparation, commentary and introductory article by L. A. Barenboim. Moscow: Muzyka, 1983. 216 p.
9. Sokolov A. R. Rossiyskaya blagotvoritel'nost' pod pokrovitel'stvom Doma Romanovykh [Russian Benefaction under the Auspices of the House of the Romanovs]. Dinastiya Romanovykh: traditsii blagotvoritel'nosti i metsenatstva: tezisy dokladov mezhdunar. nauch. konf. [The Romanov Dynasty: Traditions of Benefaction and Patronage: Theses of Reports of the International Scholarly Conference]. Moscow, 2013, pp. 20–21.
10. Taneyev S. I. Dnevniki, 1894–1909. Kn. 2 [Diaries, 1894–1909. Book 2]. Textual edition, introductory article and comments by L. Z. Korabelnikova. Moscow: Muzyka, 1982. 332 p.
11. Findeyzen N. F. Ocherk deyatel'nosti S.-Peterburgskogo otdeleniya Imperatorskogo Russkogo muzykal'nogo obshchestva (1859–1909) [A Study of the Activities of the St. Petersburg Section of the Imperial Russian Musical Society (1859–1909)]. St. Petersburg: Tipografiya Glavnogo Upravleniya Udelov, 1909. 240 p.
12. Chaykovskiy P. I. Polnoe sobranie sochineniy. V 17 t. T. 16-a: Literaturnye proizvedeniya i perepiska [Tchaikovsky P. I. Complete Works. In 17 Vol. Vol. 16-a: Literary Works and Correspondence]. Prepared by E. V. Kotomin, S. S. Kotomina, N. N. Sinkovskaya. Moscow: Muzyka, 1978. 376 p.
13. Botstein L. Patronage, Performance, and Scholarship. The Musical Quarterly. 2012. Vol. 95, Issue 4, pp. 451–458.
14. Bullock P. R. Piotr Tchaikovsky. London: Reaktion Books Ltd, 2016. 224 p.
15. Die Kunst der Mächtigen und die Macht der Kunst: Untersuchungen zu Mäzenatentum und Kulturpatronage. Hrsg. U. Oevermann, J. Süßmann, Chr. Tauber. Berlin: Akad.-Verl., 2007. 298 S.
16. Moiseev G. P. I. Čajkovskij und der Grossfürst Konstantin Nikolaevič Romanov. Zur Geschichte einer Wechselbeziehung. Aus dem Russischen von L. Braun. Tschaikowsky-Gesellschaft Mitteilungen 22. 2015. S. 3–36.
17. Music and Patronage. Ed. by P. A. Merkley. Farnham: Ashgate Publishing Limited, 2012. 598 p.
18. Musiker und Mäzene: Festschrift zum 150. Gründungsjahr des St. Petersburger Konservatoriums und zum 20jährigen Bestehen der Gartow Stiftung: [1862–2012]. Hamburg: Gartow Stiftung, 2012. 303 S.
19. Sargeant L. Harmony and Discord: Music and the Transformation of Russian Cultural Life. New York: Oxford, 2011. 354 p.