Русское музыкальное общество под августейшим покровительством
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Патронат Русского музыкального общества со стороны императорской фамилии Романовых – важный, но недостаточно изученный культурно-исторический феномен. В дореволюционной историографии картина августейшего покровительства преподносилась как идеализированная, отрицательные стороны замалчивались. В советский период по причине идеологических установок отношение к нему было негативно-предвзятым: как фактор поддержки и развития профессионального музыкального образования в России оно игнорировалось. В настоящее время с открытием ранее недоступных архивных первоисточников появилась возможность по- новому раскрыть роль августейших покровителей в становлении и развитии Русского музыкального общества, его концертной и музыкально-образовательной деятельности, персональной помощи отдельным исполнителям и композиторам, музыкальным коллективам. Основная задача настоящей статьи состоит в комплексной характеристике деятельности представителей великокняжеской семьи Константиновичей, которые на протяжении тридцати шести лет выполняли функции покровителей и занимали пост председателя в Русском музыкальном обществе. Автором проанализированы механизмы передачи властных полномочий от одного члена семьи к другому, рассмотрены разные управленческие стили. Использованы методы сравнительного источниковедения. Делается вывод о том, что, в зависимости от ситуации и состояния дел в Русском музыкальном обществе и консерваториях, покровительство приобретало неожиданные проявления.
Ключевые слова: Императорское Русское музыкальное общество (ИРМО), августейшее покровительство, Санкт-Петербургская консерватория, Московская консерватория, великий князь Константин Николаевич, великая княгиня Александра Иосифовна, великий князь Константин Константинович.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Zima T. Yu. Russkoe muzykal'noe obshchestvo kak sotsiokul'turnoe yavlenie v Rossii vtoroy poloviny XIX – nachala XX veka: avtoref. dis. … d-ra kul'turologii [The Russian Musical Society as a Sociocultural Phenomenon in Russia in the Second Half of the 19th Century: Thesis of Dissertation for the Degree of Doctor of Culturology]. Moscow, 2015. 39 p.
3. Konstantinovskie chteniya – 2009: k 150-letiyu so dnya osnovaniya Russkogo muzykal'nogo obshchestva: sbornik materialov nauchnoy konferentsii [The Konstantin Readings – 2009: Towards the 150th Anniversary of the Founding of the Russian Musical Society: Collection of Materials of the Scientific Conference]. Ed., comp. by I. F. Bezuglova. St. Petersburg: Russian National Library, 2010. 248 p.
4. Moiseev G. A. «Russkiy kvartet» v zerkale dokumentov Russkogo muzykal'nogo obshchestva i lichnogo dnevnika velikogo knyazya Konstantina Nikolaevicha (1870–1884) [The “Russian Quartet” in the Mirror of the Documents of the Russian Musical Society and Grand Duke Konstantin Nikolayevich’s Personal Diary (1870–1884)]. Muzykovedenie [Musicology]. 2018. No. 9, pp. 11–21.
5. Moskovskaya konservatoriya v proshlom, nastoyashchem i budushchem: sb. statey po materialam mezhdunar. nauch. konf. k 150-letiyu Moskovskoy konservatorii [The Moscow Conservatory in the Past, Present and Future: Collection of Articles on the Materials of the International Scholarly Conference for the 150th Anniversary of the Moscow Conservatory]. Ed., comp. by K. V. Zenkin, N. O. Vlasova, G. A. Moiseev. Moscow: Moskovskaya konservatoriya, 2018. 720 p.
6. Polotskaya E. E. P. I. Chaykovskiy i stanovlenie kompozitorskogo obrazovaniya v Rossii: dis. … d-ra iskusstvovedeniya [P. I. Tchaikovsky and the Formation of Compositional Education in Russia: Dissertation for the Degree of Doctor of Arts]. Moscow, 2009. 719 p.
7. Puzyrevskiy A. I. Imperatorskoe Russkoe muzykal'noe obshchestvo v pervye 50 let ego deyatel'nosti (1859– 1909) [The Imperial Russian Musical Society in the First 50 Years of Its Activity (1859–1909)]. St. Petersburg: V. Milstein’s Printing house, 1909. 48 p.
8. Rubinshtein A. G. Literaturnoe nasledie. T. 1: Stat'i. Knigi. Dokladnye zapiski. Rechi [Literary Heritage. Vol. 1: Articles. Books. Memorandum. Speeches]. Compilation, textual preparation, commentary and introductory article by L. A. Barenboim. Moscow: Muzyka, 1983. 216 p.
9. Sokolov A. R. Rossiyskaya blagotvoritel'nost' pod pokrovitel'stvom Doma Romanovykh [Russian Benefaction under the Auspices of the House of the Romanovs]. Dinastiya Romanovykh: traditsii blagotvoritel'nosti i metsenatstva: tezisy dokladov mezhdunar. nauch. konf. [The Romanov Dynasty: Traditions of Benefaction and Patronage: Theses of Reports of the International Scholarly Conference]. Moscow, 2013, pp. 20–21.
10. Taneyev S. I. Dnevniki, 1894–1909. Kn. 2 [Diaries, 1894–1909. Book 2]. Textual edition, introductory article and comments by L. Z. Korabelnikova. Moscow: Muzyka, 1982. 332 p.
11. Findeyzen N. F. Ocherk deyatel'nosti S.-Peterburgskogo otdeleniya Imperatorskogo Russkogo muzykal'nogo obshchestva (1859–1909) [A Study of the Activities of the St. Petersburg Section of the Imperial Russian Musical Society (1859–1909)]. St. Petersburg: Tipografiya Glavnogo Upravleniya Udelov, 1909. 240 p.
12. Chaykovskiy P. I. Polnoe sobranie sochineniy. V 17 t. T. 16-a: Literaturnye proizvedeniya i perepiska [Tchaikovsky P. I. Complete Works. In 17 Vol. Vol. 16-a: Literary Works and Correspondence]. Prepared by E. V. Kotomin, S. S. Kotomina, N. N. Sinkovskaya. Moscow: Muzyka, 1978. 376 p.
13. Botstein L. Patronage, Performance, and Scholarship. The Musical Quarterly. 2012. Vol. 95, Issue 4, pp. 451–458.
14. Bullock P. R. Piotr Tchaikovsky. London: Reaktion Books Ltd, 2016. 224 p.
15. Die Kunst der Mächtigen und die Macht der Kunst: Untersuchungen zu Mäzenatentum und Kulturpatronage. Hrsg. U. Oevermann, J. Süßmann, Chr. Tauber. Berlin: Akad.-Verl., 2007. 298 S.
16. Moiseev G. P. I. Čajkovskij und der Grossfürst Konstantin Nikolaevič Romanov. Zur Geschichte einer Wechselbeziehung. Aus dem Russischen von L. Braun. Tschaikowsky-Gesellschaft Mitteilungen 22. 2015. S. 3–36.
17. Music and Patronage. Ed. by P. A. Merkley. Farnham: Ashgate Publishing Limited, 2012. 598 p.
18. Musiker und Mäzene: Festschrift zum 150. Gründungsjahr des St. Petersburger Konservatoriums und zum 20jährigen Bestehen der Gartow Stiftung: [1862–2012]. Hamburg: Gartow Stiftung, 2012. 303 S.
19. Sargeant L. Harmony and Discord: Music and the Transformation of Russian Cultural Life. New York: Oxford, 2011. 354 p.