Процессы жанровых и стилевых взаимодействий в сочинениях Гии Канчели 80–90-х годов ХХ века
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
синтеза в сочинениях Гии Канчели «Музыка для живых»,
«Светлая печаль», «Стикс», «Оплаканный ветром». Их ха-
рактеризует полижанровость целого как результат взаимо-
действия ряда старинных и современных внемузыкальных
(связанных с театром, кино, литературой) и музыкальных
(светских и духовных) жанров. В «Музыке для живых» син-
тез оперы, оратории, философской поэмы, притчи, мистерии
дополнен закономерностями романтического, символистско-
го, экспрессионистского театров, театра абсурда, кинодрама-
тургии, светоцветового шоу. Вербальный ряд «Стикса» обра-
зуют восемь блоков, где контаминируются сюжетные мотивы
универсальных и национальных мифов, фрагменты молитв,
изречений, цитат; фразы, слова, имена, понятия. В музыке
соединены жанровые признаки концерта, симфонической по-
эмы, оратории, заупокойной литургии, мистерии. Сочинение
формируется как поливалентный интертекст. Его образует
монтажно-комбинаторный калейдоскоп стилевых клише
ХVII–ХХ веков в синтезе с национальными культовыми и
фольклорными пластами.
Ключевые слова: Гия Канчели, музыка XX века, орато-
рия, мистерия, притча
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Denisov A. Intertekstual’nost’ v muzyke: issledovatel’skiy ocherk [Intertextuality in Music: a Research Essay]. St. Petersburg: Russian State Pedagogical A. I. Herzen University, 2013. 46 p.
3. Denisova Z. Vokal’no-simfonicheskiy tsikl “Svetlaya pechal’” G. A. Kancheli (analiz verbal’nogo teksta) [Giya Kancheli’s Vocal-Orchestral Cycle “Light Sorrow” G. A. Kancheli (Analysis of the Text)]. Hudozhestvennoe proizvedenie v sovremennoy kul’ture: tvorchestvo – ispolnitel’stvo – gumanitarnoe znanie: sb. mat-lov i st. mezhdunar. zaochn. nauch.-prakt. konf. [The Work of Art in Contemporary Culture: Art – Performance – Humanities: Compilation of Materials and Articles from the International Scholarly-Practical Conference]. Chief Editor I. V. Bezginova. Chelyabinsk: South Urals State P. I. Tchaikovsky Institute for the Arts, 2013, pp. 86-91.
4. Zeyfas N. Giya Kancheli v dialogakh s Natal'ey Zeyfas [Giya Kancheli in Dialogues with Natalia Zeifas]. Moscow: Muzyka Press, 2005. 587 p.
5. Zeyfas N. Pesnopeniya: o muzyke G. Kancheli [Chants: About the Music of Giya Kancheli]. Moscow: Sovetskiy kompozitor [Soviet Composer], 1991. 277 p.
6. Kaloshina G. Dramaturgicheskie protsessy i problema tsikla v simfoniyakh Gii Kancheli [Dramatic Processes and Issues of the Cycle in Giya Kancheli`s Symphonies]. Pamyati uchiteley [In Memory of the Teachers]. Rostov-on-Don, 1995, pp. 109–119.
7. Kaloshina G. Problemy sinteza iskusstv i zhanrovykh vzaimodeystviy vo frantsuzskoy opere, oratorii i kantate XX stoletiya [Issues of Synthesis of the Arts and Interactions of Genre in 20th Century French Operas, Oratorios and Cantatas]. Sovremennye aspekty hudozhestvennogo sinteza v muzykal'nom iskusstve [Modern Aspects of Artistic Synthesis in the Art of Music]. Rostov-on-Don, 2009, pp.164–176.
8. Karamanova M. “Stiks” G. Kancheli kak polizhanrovoe sochinenie [“Styx” by Giya Kancheli as a Poly-genre Composition]. Vestnik Adygeyskogo gosudarstvennogo universiteta [Adygei State University Herald], 2012, issue 2 (99), pp. 360–364.
9. Tiba Dz. Metodika intertekstual'nogo analiza i muzyka Al'freda Shnitke [Methodology of Intertextual Analysis and the Music of Alfred Schnittke] Al'fredu Shnitke posvyashchaetsya: iz sobraniy «Shnitke-centra» [Dedicated to Alfred Schnittke: from the Collection of the “Schnittke Centre”]. Moscow State Alfred Schnittke Institute of Music. Moscow, 2003. Issue 3, pp. 181–187.