Роль П. И. Иванова-Радкевича в формировании культурного пространства Красноярска конца XIX – начала ХХ века
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
В статье изучается роль выпускника Петербургской певческой капеллы Павла Иосифовича Иванова-Радкевича в создании уникального облика музыкально-художественной жизни Красноярска конца XIX – начала ХХ века. Понимая универсалии и специфику развития культурных процессов Сибири, Иванов-Радкевич катализировал их развёртывание, во многом предопределяя последующую эволюцию художественного пространства Красноярска. Его богатая деятельность проникала практически во все базисные элементы музыкальной жизни Красноярска, формируя и выстраивая их в целостную модель регионального академического искусства. Благодаря его подвижническому труду мощную подпитку получила профессиональная музыкальная сфера Красноярска. Главное его детище – Народная консерватория, которая успешно функционирует и поныне, – явилось ключевым моментом перевеса сил в пользу профессионализации и её дальнейшего доминирования
в системе локальных академических традиций. Ратуя за развитие изобразительного искусства, Радкевич охотно общался с представителями художественного цеха города и активно поддерживал желание сына Михаила стать живописцем. Личность этого специалиста, сформированная и рождённая в эпоху Серебряного века
в метрополии России, её масштаб и культурный кругозор связывали центр и периферию, столицу и провинцию. Координировалось живое общение ведущих художественных сил Красноярска (музыкантов и живописцев), синтезируя различные направления и традиции академического искусства. Обеспечивалось полноправное включение сибирского города в общие процессы строительства системы отечественной культуры.
Ключевые слова: музыкальная культура России, музыкальная культура Сибири, музыкальная академическая культура, художественная жизнь Красноярска, Народная консерватория, рисовальная школа, П. И. Иванов-Радкевич.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Kozlovskaya I. P. Muzykal’naya zhizn’ ural’skoy provintsii kontsa XIX – nachala XX vekov (na primere Permskogo kraya): dis. … kand. iskusstvovedeniya [The Musical Life of the Urals Province of the late 19th and Early 20th Centuries (on the Example of the Perm Region): Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Novosibirsk, 2008. 322 p.
3. Lisovskiy N. V. Sibirskiy khudozhnik D. I. Karatanov [The Siberian Artist D. I. Karatanov]. Krasnoyarsk: Book Publishing House, 1974. 147 p.
4. Piksanov N. K. Oblastnye kul’turnye gnyozda: istoriko-kraevedcheskiy seminar [Regional Cultural Nests: a Seminar of Historical and Regional Studies]. Leningrad: State Publishing House, 1928. 148 p.
5. Trembovel’skiy E. B. Organizatsiya kul’turnogo prostranstva Rossii: otnoshenie tsentrov i periferii [Organization of the Cultural Space of Russia: the Relationship between the Centers and the Peripheries]. Muzykal’naya akademiya [Musical Academy]. 2003. No. 2, pp. 132–137.
6. Tsaryova E. S. Muzykal’naya zhizn’ Krasnoyarska ot istokov do 1922 goda: puti formirovaniya muzykal’noy kul’tury evropeyskogo tipa [The Musical Life of Krasnoyarsk from the Beginnings Until 1922: the Path of Formation of a Musical Culture of the European Variety]. Krasnoyarsk: KGAMiT, 2014. 368 p.
7. Shapovalova L. I. S surikovskim naputstviem – Andrey Shestakov [With Surikov’s Valediction – Andrei Shestakov]. Krasnoyarsk: Klas Plus, 2015. 176 p.
8. Arostegui J. Exploring the Global Decline of Music Education. Arts Education Policy Review. 2016. Vol. 8. No. 2, pp. 96–103.
9. Inuzuka A. When the Periphery Becomes the Center: a Critical Turn in Intercultural Communication Studies. Journal of Multicultural Discourses. 2013. Vol. 8. No. 1, pp. 86–92.
10. Parts L. The Russian Provinces as a Cultural Myth. Studies in Russian and Soviet Cinema. 2016. Vol. 10. No. 3, pp. 200–205.
11. Shively J. Constructivism in Music Education. Arts Education Policy Review. 2015. Vol. 116. No. 3, pp. 128–136.