Феномен «невербальной» молитвы в религиозно-философских инструментальных сочинениях С. Губайдулиной
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Автор статьи в новом ракурсе рассматривает инструментальные композиции Софии Губайдулиной. Применительно к религиозно-философским сочинениям композитора вводится понятие «невербальной» молитвы. Раскрывается сущность понятия, оно философски осмысливается. Очерчиваются важные дискуссионные параллели: устанавливается сопричастность молитвы с диалогом, суть молитвенной «диалектики», раскрывается медитативная природа и возможность невербального существования молитвы. Духовное Откровение становится ведущей содержательной сферой инструментальной музыки. Медитативное и сакральное объединяются общим смыслом, ядром которого является очищающее начало как высшее выражение духовности. Ведущей концепцией становится христианская трагедия с зоной Просветления, Преображения в конце сочинения. Автор выявляет эти закономерности на примере Концерта для фортепиано и камерного оркестра «Introitus», пьесы для баяна «De profundis» и Партиты «Семь слов Христа» для виолончели, баяна и струнных. Композитор в буквальном смысле совершает молитву, богослужение, но не в стенах Храма, а через глубокую погружённость в творческий акт.
Ключевые слова: София Губайдулина, Концерт для фортепиано и камерного оркестра «Introitus», «De profundis» для баяна, «Семь слов Христа» – партита для виолончели, баяна и струнных, молитва, медитация
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Bonfeld M. Sh. Muzyka: Yazyk. Rech’. Myshlenie. Opyt sistemnogo issledovaniya muzykal’nogo iskusstva [Music: Language. Speech. Thinking. The Experience of Systematic Music Research]. St. Petersburg: Kompozitor Press, 2006. 648 p.
3. Gulyanitskaya N. S. Poetika muzykal’noy kompozitsii: Teoreticheskie aspekty russkoy dukhovnoy muzyki XX veka [The Poetics of Musical Composition. Theoretical Aspects of 20th Century Russian Sacred Music]. Moscow: Yazyki slavyanskoy kul’tury, 2002. 432 p.
4. Kaloshina G. E. Problemy kontseptsii i stanov¬lenie «intonatsionnoy fabuly» v pozdnikh simfoniyakh Antona Bruknera [Issues of Concept and the Formation of “Intonation-based Narration” in the Late Sympho¬nies of Anton Bruckner]. Yuzhnorossiyskiy muzykal’nyy al’manakh [South Russian Musical Almanac]. 2005, No. 1, pp.159–168.
5. Kuznetsova M. V. Meditativnost’ kak svoystvo muzykal’nogo myshleniya: Avet Terteryan, Arvo Pyart, Valentin Sil’vestrov: dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Meditative Qualities as a Trait of Musical Thinking: Avet Terteryan, Arvo Pärt, Valentin Silvestrov: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2007. 233 p.
6. Mironova U. A. Proizvedeniya Sofii Gubaydulinoy dlya bayana: dis. ... kand. iskusstvovedeniya [Compositions by Sofia Gubaidulina for Bayan: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Moscow, 2008. 170 p.
7. Popovskaya O. I. Simvolizm kak vyrazhenie religioznoy kontseptsii tvorchestva S. Gubaydulinoy [Symbolism as an Expression of the Religious Concept in the Music of Sofia Gubaidulina]. Sb. tr. RAM im. Gnesinykh [Compilation of Articles from the Gnesins’ Russian Academy of Music]. Issue 136. Moscow, 1996, pp. 146–163.
8. Rozanov V. V. M. Nesterov [Mikhail Nesterov]. Filosofiya russkogo religioznogo iskusstva [The Philosophy of Russian Religious Art]. Volume 1. Moscow, 1993, pp. 152–158.
9. Sokolov O. V. Morfologicheskaya sistema muzyki i ee khudozhestvennye zhanry [The Morphological System of Music and its Artistic Genres]. Nizhny Novgorod: Nizhny Novgorod State University, 1994. 220 p.
10. «Sofii – s lyubovyu». K 80-letiyu Sofii Asgatovny Gubaydulinoy: nauch. tr. Moskovskoy gosudarstvennoy konservatorii im. P. I. Chaikovskogo [“To Sofia – with Love.” Towards the 80th Anniversary of Sofia A. Gubaidulina: Musicological Articles of the Moscow State P. I. Tchaikovsky Conservatory]. Edited by V. N. Kholopova. Moscow, 2014. 184 p.
11. Feofan Episkop. Put’ ko spaseniyu. Nachertaniya khristianskogo nravoucheniya [Archbishop Theophanes The Path towards Salvation. Outlines Christian Morality]. Moscow, 1899. P. 3, pp. 238–314.
12. Kholopova V. N., Restagno E. Sofiya Gubaidulina: monograficheskoe issledovanie (Zhizn’ pamyati; Shag dushi) [Cofiya Gubaidulina: Monographic Study (Life of Memory; A Step of the Soul)]. Moscow: Kompozitor Press, 1996. 349 p.
13. Shevtsova I. V. Traktovka violoncheli v muzyke Sofii Gubaidulinoy i novatsii violonchel’noy tekhniki vtoroy poloviny XX veka [Interpretation of the Cello in the Music of Sofia Gubaidulina and Innovations of 20th Century Cello Technique]. Problemy muzykal’noy nauki [Music Scholarship]. 2013, No. 2 (13), pp. 220–224.
14. Shiriyeva N. V. Printsipy strukturnoy organizatsii khorovykh sochineniy Sofii Gubaydulinoy: dis. ... kand. iskusstvovedeniya [The Principles of Structural Organization of Sofia Gubaidulina’s Choral Compositions: Thesis of Dissertation for the Degree of Candidate of Arts]. Saratov, 2011. 238 p.