Трактовка виолончели в музыке Софии Губайдулиной в контексте основных новаций виолончельной техники второй половины XX века
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Современная виолончельная техника сформировалась под
влиянием таких явлений XX века, как сериализм, сонорика,
микрохроматика, алеаторика, электронная музыка, инстру-
ментальный театр. С большими возможностями электронных
модификаций тембра, а также появлением двусмычковой тех-
ники исполнения связана тенденция современной музыки к
дегуманизации инструмента, то есть уходу от его одноголос-
ной кантиленной природы звукоизвлечения, от ассоциаций
его тембра с человеческим голосом.
Губайдулина активно использует в своей виолончель-
ной музыке большую часть новаций XX столетия, но при
этом важнейшей чертой инструмента для неё остаётся спо-
собность виолончели к воплощению образа личности, что
указывает на связь с классической трактовкой инструмента
XIX века. В результате неотъемлемой чертой творчества Гу-
байдулиной является установка на природную первичность
звука, использование его акустических закономерностей.
Эволюция образа главного героя, воплощенного в партии
виолончели, отражает изменения в мировоззрении компо-
зитора: если в ранних сочинениях главный герой предста-
ёт как носитель незыблемых духовных ценностей (пастор,
проповедник), то в произведениях более позднего периода
это обычный человек с присущими ему сомнениями и стра-
хами.
Ключевые слова: София Губайдулина, виолончельная
музыка, виолончельная техника, техника композиции
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Gaidamovich T. Istoriya violonchel’nogo iskusstva: programma-konspekt [The History of the Art of the Cello: a Program-Compendium]. Moscow: Muzyka Press, 2006. 80 p.
3. Gubaidulina S. Puteshestvie v voobrazhaemom prostranstve [A Voyage within an Imaginary Space]. Vstrecha so studentami i prepodavatelyami Moskovskoy konservatorii. Material podgotovila A. Bondarenko [A Meeting with the Students and Faculty Members of the Moscow Conservatory. Material Prepared by A. Bondarenko]. Tribuna molodogo zhurnalista [Platform for the Young Journalist], 2011, no. 1, p. 2.
4. Petrov V. Instrumental’nyy teatr Mauritsio Kagelia [The Instrumental Theatre of Mauricio Kagel]. Iskusstvo i obrazovanie [Art and Education], 2011, no. 5, pp. 36–47.
5. Kholopova V. Sofiya Gubaydulina [Sofia Gubaidulina]. Monografiya. Interv’yu Entso Restan’o – Sofiya Gubaydulina [Monograph. Interviews of Enzo Restagno with Sofia Gubaidulina]. 3rd edition. Moscow: Kompozitor Press, 2011. 408 p.
6. Duffie B. Composer Sofia Gubaidulina. A conversation with Bruce Duffie. URL: http//www.bruceduffie.com/gubaidulina. html.
7. Uitti F.-M. The frontiers of technique. The Cambridge companion to the cello. Cambridge University Press, 2006, pp. 211–223.