К вопросу типологии фуги западноевропейских романтиков
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
На основе сведений из специальной литературы в статье предпринимается попытка дать характеристику основных четырёх типов фуги западноевропейских романтиков. Стилизованный, лирический, концертный и программный типы фуги анализируются с точки зрения специфики содержания, тематизма и формообразования.
Стилизованный тип фуги рассматривается как предварительный этап формирования неоклассицизма, ставшего одним из основных художественных направлений в музыке ХХ века. В лирическом типе фуги наиболее полно выражается характерное для романтиков стремление к выражению внутреннего мира человека, поэтому этот тип фуги можно определить как фугированную лирическую миниатюру. В концертном типе фуги наиболее полно развиваются традиции симфонизации, установленные в музыке позднего периода творчества Л. Бетховена. Также этот тип фуг отмечен признаками большей свободы формообразования и блестящего концертного стиля, отражающего расцвет виртуозного инструментального исполнительства XIX века. Программная фуга сформировалась на основе характерной для романтиков идеи синтеза искусств. Программность в данном типе фуги интерпретируется в широком смысле, поэтому программные фуги представлены не только в инструментальной музыке, но и в вокально-сценических произведениях. Стилевое своеобразие программной фуги проявляется прежде всего в свободе формообразования, которое в большей мере определяется спецификой содержания.
Каждому из охарактеризованных основных типов фуги западноевропейских романтиков присущи специфические качества содержания и формообразования, свидетельствующие о стилевой целостности исследуемых явлений. Также в рассмотренной типологии достаточно полно отражаются основные стилевые тенденции эпохи романтизма.
Ключевые слова: полифония, типы фуг, музыка XIX века, стиль в музыке, музыкальная композиция, симфонизм, программность в музыке.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.