Стравинский

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Леонид Л. Сабанеев

Аннотация

Представленный в данном выпуске очерк, посвящённый И.Ф. Стравинскому и опубликованный в 1957 году в США («Новый журнал» / The New Review), является одним из поздних в творческой биографии Л.Л. Сабанеева (1881–1968) [1]. Автор размышляет над творчеством, особенностями стилевых метаморфоз композитора в контексте музыкальной ситуации первой половины ХХ века, подчёркивает преобладающие в художественной ментальности Стравинского элементы игры, изобразительности и, в наименьшей степени, – лирической эмоции. По убеждению Сабанеева, «это вообще один из наименее личных авторов, а из русских композиторов, полагаю, прямо наименее личный». Проводя параллели с предшественниками и современниками, Сабанеев выявляет уникальность Стравинского-композитора, когда «каждое его новое произведение было и новым стилем, замкнутым в самом себе, новой “музыкальной ролью”, новой маской». Очерк, написанный к 75-летию со дня рождения Стравинского, позволяет создать целостное представление об основных линиях его творчества.
В тексте сохранены особенности стилистики оригинала, однако орфография и пунктуация даны в соответствии с правилами современного русского языка.
Републикация осуществляется с любезного разрешения редакции «Нового журнала».


Ключевые слова: стиль, мелодия, ритм, маска, ирония, игра, лирика «Мир искусства», Дягилев.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Сабанеев, Л. Л. (2023). Стравинский. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 50(1), 43–54. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1425
Раздел
Из истории отечественной мысли о музыке
Биография автора

Леонид Л. Сабанеев

Леонид Леонидович Сабанеев (1881–1968) – русский музыковед, композитор, музыкальный критик. Автор работ по общей истории музыки, истории русской музыки, исследований о Рихарде Вагнере, Клоде Дебюсси, Морисе Равеле, Александре Скрябине, русских композиторах начала XX века. Один из основателей Государственного института музыкальных наук (ГИМН), действительный член Музыкальной секции Академии художественных наук и президент Ассоциации современной музыки в Москве, профессор Русской консерватории имени Рахманинова в Париже.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)