Межнациональный диалог как один из факторов становления китайской фортепианной исполнительской школы

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Елена В. Тверитина

Аннотация

Настоящая статья является результатом исследования иностранных влияний на китайский пианизм. Относительно молодая азиатская школа рассматривается как гетерогенное явление, чьи характерные особенности определяются сочетанием двух взаимосвязанных компонентов: активной включённостью в национальное культурное пространство и ориентацией художественных устремлений на европейское фортепианное искусство. На основе периодизации, связанной с формированием механизмов педагогики и исполнительского искусства Китая в XX–XXI вв., анализируется адаптация европейской, русской и американской фортепианных моделей к неевропейской национальной культуре. Автор приходит к выводу, что русская школа стала одним из магистральных и стабильных профессиональных ориентиров в фортепианно-исполнительской среде Китая. При этом различные европейские школы пианизма – итальянская, австро-немецкая и французская – оказывали «точечное» воздействие, проявляясь в неодинаковой степени на разных этапах становления китайского пианизма,
и носили локальный характер. Оказывается бесспорным и факт «обратной связи», когда такие особенности менталитета китайцев, как уникальная дисциплинированность, «сыновняя почтительность» к педагогу и повышенная ориентированность родительского внимания на процесс обучения, становятся образцом для педагогов и учащихся других национальностей.
В свою очередь лучшие представители азиатской школы пианизма оказывают заметное влияние на функционирование мировой пианистической культуры современности. Таким образом, изучение межнационального диалога в становлении китайской фортепианной исполнительской школы позволяет рассматривать его не только с очевидной стороны, но и как дуальный, взаимообогащающий процесс.


Ключевые слова: китайская фортепианная школа, диалог традиций, пианизм, иностранное влияние, исполнительское искусство.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Тверитина, Е. В. (2022). Межнациональный диалог как один из факторов становления китайской фортепианной исполнительской школы. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 49(4), 147–155. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1418
Раздел
Конференции, семинары, симпозиумы
Биография автора

Елена В. Тверитина, Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки, г. Магнитогорск, Россия

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры специального фортепиано