Японский миф о танцующей богине и его претворение в произведении для саксофона П. Свертса «Танец Удзумэ»

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Вероника С. Панкеева

Аннотация

В контексте творчества современного бельгийского композитора Пита Свертса рассматривается «Танец Удзумэ». Установка на осмысление мифологических образов произведения обусловлена глубоким и детальным проникновением в суть его программы, что видится важным для более убедительной исполнительской интерпретации. Этим объясняется необходимость представленного в статье последовательного анализа произведения П. Свертса.
В контексте конкретного произведения автор проводит аналогию с древнейшим ритуалом Японии – Кагура – и впервые совершает попытку проанализировать его преломление
в современном сочинении. В основе программы произведения лежит японский миф
о танцующей богине. Именно на этом главном элементе – танце – строится музыкальное развитие всего произведения. Автор статьи рассматривает различные составляющие для передачи характера и образа сочинения: его форму, инструментальный состав с включением широкой группы ударных, применение характерной ладовой сферы и т. д. и связывает различные разделы произведения с определённой последовательностью в ритуальном действе Кагура. Солирующий саксофон представлен как инструмент с широкими исполнительскими возможностями: неограниченная динамическая градация, диапазон, выходящий за рамки основного, виртуозность в технических разделах и необычайная бархатистость и певучесть тембра в лирических эпизодах. В заключение приведены обобщающие анализ положения.


Ключевые слова: саксофон, репертуар, Пит Свертс, анализ, мифология, регистр «альтиссимо», программность, Удзумэ, Кагура, образная сфера, танец, ритуал, театральное искусство, оркестр, Аматэрасу.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Панкеева, В. С. (2022). Японский миф о танцующей богине и его претворение в произведении для саксофона П. Свертса «Танец Удзумэ». Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 49(4), 137–146. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1417
Раздел
Конференции, семинары, симпозиумы
Биография автора

Вероника С. Панкеева, Магнитогорская государственная консерватория (академия) имени М.И. Глинки, г. Магнитогорск, Россия

Доцент кафедры оркестровых духовых и ударных инструментов