Концептуально-драматургические принципы в опере XIX века на библейский сюжет

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Олеся С. Михайлова

Аннотация

Статья посвящена изучению некоторых особенностей толкования библейской исторической концепции в романтической опере XIX века. Её концептуально-драматургическая матрица определяется как универсальная, поскольку действует не только в оперных произведениях
с библейской тематикой, но и в музыкальных драмах, не связанных с воплощением событий Священного Писания, однако имеющих религиозный конфликт. Подобный тип оперной поэтики базируется на принципах библейского историзма, в основу которого положена идея Промысла Божьего. Определяющей в нём выступает религиозно-философская трагедия, возникающая из содержания Священного Писания и формирующая этапы всего драматургического процесса. Автором прослеживается генезис данного феномена и отмечается, что одной из первых драматургические принципы библейской истории воплотила итальянская опера
XIX века. Этот процесс получил отражение в особом пространственно-временном континууме музыкальных драм, содержащем три времени: прошлое, связанное с нарушением Божьего Завета (завязка), настоящее, воплощающее идею наказания за преступление Божьих законов (развитие конфликта до кульминации и начало развязки), и будущее, знаменующее искупление грехов и спасение (развязка и катарсис).


Ключевые слова: библейский историзм, религиозно-философская трагедия, драматургия, опера на библейский сюжет, опера XIX века, Библия, концептуально-драматургические принципы, Священное Писание.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Михайлова, О. С. (2022). Концептуально-драматургические принципы в опере XIX века на библейский сюжет . Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 48(3), 17–25. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1375
Раздел
Художественный мир музыкального произведения
Биография автора

Олеся С. Михайлова, Алтайский государственный университет, г. Барнаул

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры искусств