Синестезия как метод развития художественного восприятия учащихся детской музыкальной школы

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Эльза Э. Пурик
Марина Г. Шакирова
Марс Л. Ахмадуллин
Дарья В. Данилова

Аннотация

В статье изложена методика художественно-творческого развития учащихся школы искусств, которая основана на методе синестезии – обращении к ассоциациям, межсенсорным аналогиям, возникающим при одновременном воздействии изобразительного искусства и музыки. Разработанная методика позволяет добиться целостного представления о произведении искусства, раскрыть его образную природу. Процесс художественно-творческого развития учащихся детских школ искусств не ограничивается анализом музыкального произведения, его выразительных средств. Понимание эмоциональной природы искусства требует иных подходов, где синестетический подход, опирающийся на образование цветовых ассоциаций и параллелей как в музыке, так и в изобразительном искусстве – один из наиболее эффективных.


В данной статье речь идёт о роли синестетического воздействия различных видов искусств на развитие художественного творчества и восприятия, чувственное и эмоциональное исполнение учеником музыкальных произведений. Авторы рассматривают взаимосвязь музыки и живописи в процессе целостного художественно-творческого развития. В основе синестетического подхода, по мнению авторов, лежат обучающие методы различного уровня сложности – от эмоционально-ассоциативного до сопоставительно-аналитического. В статье приводятся разработанные авторами синестетическая методика развития художественного восприятия детей, последовательность сопоставительного анализа художественных и музыкальных произведений, различные типы упражнений, позволяющих использовать синестетические методы на практике. Авторы показывают влияние художественных образов, цвето-музыкальных ассоциаций на полноценное, чувственное восприятие ребёнком искусства, понимание общности и отличительных особенностей различных его видов, что ведёт к повышению уровня художественно-творческого развития в целом.


Ключевые слова: взаимодействие искусств, выразительные средства, музыкально- художественный образ, синестезия, художественное восприятие, язык искусства.

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Пурик, Э. Э., Шакирова, М. Г., Ахмадуллин, М. Л., & Данилова, Д. В. (2021). Синестезия как метод развития художественного восприятия учащихся детской музыкальной школы. Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 44(3), 116–127. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1292
Раздел
Музыкальная педагогика и методика
Биографии авторов

Эльза Э. Пурик, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, г. Уфа, Россия

Доктор педагогических наук, профессор

Elza E. Purik, Dr. Sci. (Pedagogy), Professor at the Bashkir State M. Akmulla Pedagogical University

Марина Г. Шакирова, Бирский филиал Башкирского государственного университета, г. Бирск, Россия

Кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой технологического образования

Marina G. Shakirova, Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, the Head of the Technology Education Department in the Birsk Branch of Bashkir State University

Марс Л. Ахмадуллин, Уфимский государственный нефтяной технический университет, г. Уфа, Россия

Кандидат искусствоведения, директор издательства

Mars L. Akhmadullin, Ph.D. (Arts), the Chief of Publishing House, Ufa State Petroleum Technical University

Дарья В. Данилова, Детская музыкальная школа № 1 им. Н. Сабитова, г. Бирск, Россия

Преподаватель музыки

Darya V. Danilova, music teacher in the N. Sabitov Children Music School No. 1