Некоторые особенности «Венского модерна» в музыкальном театре и опера Э.В. Корнгольда «Мёртвый город» (Die Tote Stadt)

##plugins.themes.bootstrap3.article.main##

Марина Я. Куклинская

Аннотация

Целью данной статьи является определение признаков стиля «венский модерн» в музыкальном театре. Многообразие и противоречивость эпохи «fin de siècle» обусловливают обращение автора не только к области музыкознания, но и к некоторым аспектам культурологии, философии и эстетики. В статье анализируется взаимодействие трёх основных направлений «fin de siècle»: позднего романтизма, экспрессионизма и модерна. Тесная связь с литературой и театром становится одной из главных причин наиболее яркого воплощения объекта исследования в музыкально-сценических жанрах. Оперное творчество Александра Цемлинского, Франца Шрекера, Эриха Вольфганга Корнгольда даёт обширные возможности для изучения специфических особенностей «венского модерна». В центре исследования – опера «Мёртвый город» Эриха Вольфганга Корнгольда.


Используя метод компаративистики, автор рассматривает данное произведение в контексте эпохи рубежа XIX–XX веков. Основополагающие принципы философии «венского модерна» (прежде всего, представление о мире как комплексе ощущений) способствуют развитию специфического типа драматургии оперы, сосредоточенного вокруг главного персонажа. Весь окружающий мир, действующие лица и события воспринимаются как результат смены ощущений героя. Эти драматургические особенности, в свою очередь, влекут за собой изменения в организации музыкального материала. В результате исследования автор делает вывод, что претворение в оперном жанре основных идей «венского модерна» приводит к существенным открытиям в области сценической драматургии (новые типажи героев, создание особого типа реальности) и формированию оригинальных принципов смысловой и интонационной вариативности тематических структур.


Ключевые слова: «Венский модерн», опера, Корнгольд, музыкальная драматургия, «fin de siècle».

##plugins.themes.bootstrap3.article.details##

Как цитировать
Куклинская, М. Я. (2021). Некоторые особенности «Венского модерна» в музыкальном театре и опера Э.В. Корнгольда «Мёртвый город» (Die Tote Stadt). Проблемы музыкальной науки / Music Scholarship, 44(3), 40–50. извлечено от https://musicscholar.ru/index.php/PMN/article/view/1285
Раздел
Музыкальный театр
Биография автора

Марина Я. Куклинская, Колледж музыкально-театрального искусства им. Г.П. Вишневской г. Москва, Россия

Кандидат искусствоведения, преподаватель

Marina Ya. Kuklinskaya, Ph.D. (Arts), Teacher in the G.P. Vishnevskaya College of Musical and Theatrical Art