Музыка и художественная проза: процессы взаимодействия
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Музыку и художественную прозу объединяет не только непосредственное влияние музыки на литературу, но и общность эстетических законов. В статье рассматриваются различные аспекты взаимодействия музыки и художественной прозы. В ней две части: о воздействии музыки на литературу и о воздействии литературы на музыку. Анализ осуществляется с позиций стиховедения с учетом специфики прозаического текста.
Музыкальность художественной прозы, согласно теории иерархии масштабно-временных уровней Е.В. Назайкинского, прослеживается на фоническом, синтаксическом, композиционном уровнях. При этом литературный фрагмент членится на колоны (по принципу смыслового ударения), в которых, в зависимости от расстановки акцентов, определяется размер, подобный стихотворному. Конечно, эта метрическая и ритмическая организация более свободна, чем в поэзии. Однако, безусловно, некоторые аналогии возможны. В статье анализируется конкретный пример – отрывок из рассказа А.И. Куприна «Золотой петух».
Взаимодействие музыки и литературы на композиционном уровне – более сложная проблема: часто встречающееся в гуманитарных науках выявление в литературных произведениях музыкальных форм представляется спорным. Что касается влияния литературы на музыку, то в музыке нередко используются литературоведческие термины. Кроме того, в эпоху романтизма такая связь проявляется на уровне жанров. Но особенно это важно для некоторых стилей ХХ века, по отношению к которым используется понятие «музыкальная проза». Имеются в виду музыкальные произведения, в которых отсутствуют периодичность, квадратность, повторы, «рифмованные» каденции и т. д.
Ключевые слова: «музыкальная проза», стиховедение, фонический, синтаксический, композиционный уровни, метрическая и ритмическая организация.
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-NoDerivatives» («Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений») 4.0 Всемирная.
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.