«Я всегда считал себя историком музыки»: к юбилею Е. В. Гиппиуса
##plugins.themes.bootstrap3.article.main##
Аннотация
Статья подготовлена к 110-летнему юбилею крупнейшего
российского этномузыколога Евгения Гиппиуса. Материалом
послужили архивные документы из фондов Государственно-
го института искусствознания, Института русской литерату-
ры Российской академии наук и Московской государствен-
ной консерватории. Статья содержит малоизвестные факты
биографии учёного: сведения о семье, образовании, разноо-
бразных сферах деятельности, в том числе в блокадном Ле-
нинграде, международных научных контактах и др. Авторы
представляют краткий обзор основных научных позиций
Гиппиуса, в центре которых – рассмотрение музыкальной
фольклористики как неотъемлемой части общей истории
музыки. Гиппиус является основоположником структурно-
типологических, региональных и ареальных исследований в
отечественной музыкальной фольклористике. Значительным
вкладом учёного в науку стала созданная им теория фоль-
клорных жанров. Авторы статьи рассматривают разработан-
ную им методику экспедиционной работы как важнейший и
определяющий этап научного исследования. С именем Гип-
пиуса связано формирование одного из актуальных направле-
ний современной науки – практического этномузыкознания,
основанного на экспериментальной проверке исследователь-
ских гипотез.
Ключевые слова: Евгений Гиппиус, этномузыкология,
структурно-типологические исследования, музыкальная аре-
алогия, теория фольклорных жанров
##plugins.themes.bootstrap3.article.details##
Авторское право
Права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации охраняются в соответствии с частью IV ГК РФ. Авторство, имя автора, имя исполнителя, неприкосновенность произведения и результата исполнения охраняются правилами части IV ГК РФ автора или исполнителя независимо от того, предоставлялась ли правовая охрана таким результатам интеллектуальной деятельности в момент их создания.
Авторское право регулирует гражданско-правовые отношения по использованию произведений науки, литературы и искусства. Такие отношения возникают в результате создания произведения автором. В отношении произведения у автора возникают авторские права.
Автор имеет определённые права для повторного использования работы (см.: Этические аспекты в плане двойных (избыточных) и вторичных публикаций).
Лицензии
Все авторские права на статьи принадлежат их авторам. Права на использование статьи автор передаёт издателю.
PDF версии научных статей журнала ПМН публикуются с использованием лицензии Attribution Non-Commercial No Derivatives cc by-nc-nd, позволяющей загрузку произведений и их распространение при условии, что указывается авторство. Произведения нельзя изменять каким-либо образом или использовать их в коммерческих целях.
Критерии авторства, соавторство
Под Автором понимаются все лица (соавторы), принявшие участие в исследовании и создании рукописи и несущие ответственность за её содержание. Ответственность за полноту представления состава авторского коллектива и согласование с ними всех изменений, вносимых в тест рукописи по результатам её рецензирования и редактирования, лежит на лице (авторе), представившем рукопись в редакцию.
1. Авторство основывается на следующих критериях:
1) Автор внёс существенный вклад в научно-исследовательскую разработку концепции и структуру исследования, произвёл сбор данных, анализ и интерпретацию данных.
2) Автор осуществил написание чернового текста статьи и её внимательное содержательное редактирование.
3) Автор одобрил окончательную версию статьи перед её подачей.
4) Автор несёт ответственность за целостность всех частей рукописи.
2. Авторы статьи гарантируют, что представленная рукопись является оригинальной работой.
3. Научные обзоры по той или иной проблеме должны быть объективными, представлять материал в широком диапазоне и одновременно учитывать точку зрения автора обзора.
4. Авторство научных публикаций должно точно отражать вклад отдельных лиц в исследовательскую работу с указанием информации об авторах.
5. Авторы не должны вводить читателей в заблуждение, публикуя благодарности людям, которые фактически не привлекались к работе и не оказывали поддержку. Все остальные, кто внёс вклад в работу, но в то же время не являются авторами, могут быть перечислены в разделе «Благодарности», в котором должно быть указано, что они делали.
6. Авторы должны предоставлять описание того, что каждый из них сделал в данной публикации.
7. Порядок авторства должен быть результатом совместного решения соавторов. Авторы должны быть готовы объяснить, почему именно таков порядок перечисления авторов.
8. Ответственность за правильное определение авторства полностью лежит на самих авторах, действующих в соответствии с правилами, принятыми в их учреждении.
9. Исследователи должны гарантировать, что только те лица, которые соответствуют критериям авторства (то есть внесли значительный вклад в работу), считаются авторами, и что заслуживающие авторства исследователи не будут исключены из списка авторов.
Библиографические ссылки
2. Gippius E.V. Vystuplenie na zasedanii Fol’klornoy komissii Soyuza kompozitorov RSFSR 5 dekabrya 1980 g. [Speech at the Folklore Commission of the Composers’ Union of the Russian Federation Dec. 5, 1980]. Fonogrammarkhiv Instituta russkoy literatury Rossiyskoy akademii nauk. Fond OKMF [Phonogram Archive of the Institute for Russian Literature of the Russian Academy of Sciences. Fund OKMF].
3. Gippius E. V. Vystuplenie na otchetno-ekspeditsionnoy sessii Fol’klornoy komissii Soyuza kompozitorov RSFSR 1978 g. [Speech on the Session for Expeditionary Reports of the Folk Music Commission of the Composers’ Union of the RSFSR in 1978]. Fonogrammarkhiv Instituta russkoy literatury Rossiyskoy akademii nauk. Fond OKMF [[Phonogram Archive of the Institute for Russian Literature of the Russian Academy of Sciences. Fund OKMF].
4. Gippius E. V. Dokladnaya zapiska ot 6 fevralya 1944 goda [Memorandum of February 6, 1944]. Arkhiv Kabineta narodnoy muzyki Moskovskoy gosudarstvennoy konservatorii im. P. Chaykovskogo [Archive of the Cabinet for Folk Music of the Moscow State P.I. Tchaikovsky Conservatory].
5. Gippius E. V. Lektsiya v Moskovskoy gosudarstvennoy konservatorii 5 maya 1945 g. Stenogramma [Lecture at the Moscow State Conservatory on May 5, 1945 Transcript]. Arkhiv Kabineta narodnoy muzyki Moskovskoy gosudarstvennoy konservatorii im. P. Chaykovskogo [Archive of the Cabinet for Folk Music of the Moscow State P.I. Tchaikovsky Conservatory].
6. Gippius E. V. Problemy sobiraniya i izucheniya traditsionnogo i sovremennogo pesennogo iskusstva i instrumental’noy muzyki narodov Povolzh’ya: stenogramma doklada na konferentsii «Vzaimosvyazi traditsionnogo muzykal’nogo iskusstva narodov Povolzh’ya» (Cheboksary, 24–27 marta 1975) [Problems of Collection and Study of Traditional and Contemporary Singing and Instrumental Music of the Peoples of the Volga Region: Transcript of Report at the Conference “Interconnections of Traditional Music of the Peoples of the Volga Region” (Cheboksary, March 24–27, 1975)]. Fonogrammarkhiv Instituta russkoy literatury Rossiyskoy akademii nauk. Fond OKMF [Phonogram Archive of the Pushkin House of the Russian Academy of Sciences. Fund OKMF].
7. Gippius E. V. Ritual’nye instrumental’nye naigryshi medvezh’ego prazdnika obskikh ugrov [Ritual Instrumental Melodies Related to the Bear Holiday of Ugric peoples in the Ob Region]. Narodnye muzykal’nye instrumenty i instrumental’naya muzyka [Folk Musical Instruments and Instrumental Music]. Part. 2 / Ed. I. V. Matsievskiy. Moscow, 1988, pp. 164–175.
8. Stenogramma obsuzhdeniya doklada B. M. Dobrovol’skogo “O printsipakh taktirovaniya russkikh narodnykh pesen” na zasedanii Leningradskogo otdeleniya Soyuza kompozitorov RSFSR 14 fevralya 1975 g. [Transcript of the Discussion of B. Dobrovolsky’s Report, “On the Principles of Russian Folk Song Transcriptions” at the Session of the Leningrad Section of the Composers’ Union of the RSFSR. February 14, 1975]. Fonogrammarkhiv Instituta russkoy literatury Rossiyskoy akademii nauk. Fond OKMF [Phonogram Archive of the Institute for Russian Literature of the Russian Academy of Sciences. Fund OKMF].
9. Stenogramma obsuzhdeniya doklada S. N. Kondrat’evoy “K voprosu o yuzhnorusskikh pesennykh dialektakh” na zasedanii Fol’klornoy komissii Soyuza kompozitorov RSFSR v aprele 1973 g. [Transcript of the Discussion of S. Kondratieva’s Report “On the Dialects of the Southern Russian Songs” at the Session of the Folk Music Commission of the Composers’ Union of the RSFSR in April 1973]. Fonogrammarkhiv Instituta russkoy literatury Rossiyskoy akademii nauk. Fond OKMF [Phonogram Archive of the Institute for Russian Literature of the Russian Academy of Sciences. Fund OKMF].
10. Stenogramma obsuzhdeniya muzykal’no-etnograficheskogo kontserta 1972 g. na zasedanii Fol’klornoy komissii Soyuza kompozitorov RSFSR 17 yanvarya 1973 g. [Transcript of the Discussion on the Ethnographic Musical Concert in 1972 at the Session of the Folk Music Commission of the Composers’ Union of the RSFSR, January 17, 1973]. Fonogrammarkhiv Instituta russkoy literatury Rossiyskoy akademii nauk. Fond OKMF [Phonogram Archive of the Institute for Russian Literature of the Russian Academy of Sciences. Fund OKMF].
11. Stenogramma obsuzhdeniya otcheta I. A. Brodskogo ob ekspeditsii k khantam i mansi na zasedanii Fol’klornoy komissii Soyuza kompozitorov RSFSR 21 maya 1976 g. [Transcript of the Discussion of I. Brodsky’s Report on the Expedition to the Khanty and Mansi at the Session of the Folk Music Commission of the Composers’ Union of the RSFSR, May 21, 1976]. Fonogrammarkhiv Instituta russkoy literatury Rossiyskoy akademii nauk. Fond OKMF [Phonogram Archive of the Institute for Russian Literature of the Russian Academy of Sciences. Fund OKMF].
12. Stenogramma obsuzhdeniya otcheta M. A. Engovatovoy ob ekspeditsii v Ul’yanovskuyu oblast’ na zasedanii Fol’klornoy komissii Soyuza kompozitorov RSFSR v marte 1977 g. [Transcript of the Discussion of M. Engovatova’s Report of the Expedition to the Ulyanovsk Region at the Session of the Folk Music Commission of the Composers’ Union of the RSFSR in March 1977]. Fonogrammarkhiv Instituta russkoy literatury Rossiyskoy akademii nauk. Fond OKMF [Phonogram Archive of the Institute for Russian Literature of the Russian Academy of Sciences. Fund OKMF].
13. Stenogramma obsuzhdeniya otcheta T. V. Karnaukh ob ekspeditsii v Vitebskuyu i Pskovskuyu oblasti na zasedanii Fol’klornoykomissii Soyuza kompozitorov RSFSR v marte 1977 g. [Transcript of the Discussion of T. Karnaukh’s Report of the Expedition to the Vitebsk and Pskov Regions at the Session of the Folk Music Commission of the Composers’ Union of the RSFSR in March 1977]. Fonogrammarkhiv Instituta russkoy literatury Rossiyskoy akademii nauk. Fond OKMF [Phonogram Archive of the Institute for Russian Literature of the Russian Academy of Sciences. Fund OKMF].